Грузовладельцы не хотят рисковать грузом
Грузопоток по МТК «Север — Юг» останавливается из-за обострения военно-политической обстановки в Иране. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом на круглом столе «Мимо коллективного Запада: Санкт-Петербург — главное морское окно России в БРИКС» в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) рассказал руководитель департамента логистики и развития ГК «Аривист» Станислав Тобин.
«Грузопоток там и так был небольшой, но на сегодняшний день он останавливается. Операторы, которые там работают, заявляют, что груз они принимают, но предлагают подождать, — поделился информацией Станислав Тобин. — Сегодня со стороны участников ВЭД — грузовладельцев, импортеров и экспортеров — желание рисковать грузом в сложившейся ситуации мало у кого есть. Особенно это касается грузов, которые доставляются в том числе по территории Ирана железнодорожным или автомобильным транспортом».
Также он обратил внимание на то, что перспектива доставки индийских грузов через иранский порт Бендер-Аббас, который сейчас тоже под угрозой бомбардировок, сомнительна. По его словам, отправляя груз в более восточный иранский порт Чабахар, который является свободной экономической зоной, «есть шанс провезти груз с учетом всех ограничений: политических, геополитических, в том числе военных».
Станислав Тобин напомнил, что последние годы грузопоток по МТК «Север — Юг» стабильно показывал рост, особенно в процентном соотношении. «Это было впечатляюще и красиво: 30%, 40%, 50%. В реальных цифрах грузопоток остается достаточно скромным». За 2024 год по трем основным веткам МТК «Север — Юг» (западной, транскаспийской и восточной) перевезено в общей сложности от 12 млн до 15 млн тонн грузов. Для сравнения: Санкт-Петербург за прошлый год обработал 52 млн тонн грузов.
Справочно
Международный транспортный коридор «Север — Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западная и восточная ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.