Проблему профицита подвижного состава можно решить, увеличив объем погрузки

Объем грузоперевозок по железной дороге в России за пять месяцев 2025 года сократился по всем основным видам грузов и продолжает падать. При этом растет профицит подвижного состава: 15% парка отставлено от движения, а к 2027 году мощности вагоностроительной отрасли кратно превысят потребности экономики. Об этом рассказала генеральный директор Научно-производственной корпорации «Объединенная вагонная компания» («НПК ОВК») Ирина Ольховская на ПМЭФ-25.
По ее данным, объем грузоперевозок по железной дороге в России в 2025 году, учитывая динамику первого полугодия и тенденций формирования грузовой базы, сократится на 7% — до 1 млрд 97 млн тонн, что станет самым низким показателем с 2003 года.
«Динамика погрузки на сети РЖД с 2003-го по 2024 год свидетельствует о снижении количества нефтяных грузов и грузов в полувагонах. Количество последних за пять лет сократилось на 8% после максимума 2018 года. Отмечен исторический рост грузов в хопперах, что связано с большими урожаями. Однако по итогам пяти месяцев текущего года отмечается снижение перевозок практически всех видов грузов. Из-за проблематики негативной ситуации ценообразования на мировом рынке ТЭК на 23% сократилось количество нефти, на 18% — грузов в полувагонах, и даже отмечено серьезное снижение грузов в хопперах», — говорит Ирина Ольховская.
Основной вызов для отрасли сегодня — профицит подвижного состава для всех видов грузов.
Генеральный директор Научно-производственной корпорации «Объединенная вагонная компания» Ирина Ольховская:
— Сегодня порядка 15% парка грузового состава вагонов отставлено от движения. В отстое 184 тысячи вагонов, из них 46% — полувагоны, 20% — цистерны, 18% — хопперы, 9% — платформы. Проблема имеет комплекс причин: это связано и с микроэкономикой, и с макроэкономикой, и с высокой ключевой ставкой, и с ограниченной пропускной способностью РЖД. При этом можно с уверенностью сказать, что суммарные мощности вагоностроителей профицитны, они позволяют полностью закрыть потребности экономики до 2040 года.
Ожидается, что к 2027 году мощности производителей вагонов составят 98,4 тыс. единиц, причем производство полувагонов «разогнано» до 50 тыс. единиц, а цистерн — до 23 тыс. единиц, в то время как потребность в новом парке не превысит 30-40 тыс. единиц.
По мнению Ирины Ольховской, проблему профицита подвижного состава можно решить, увеличив объем погрузки: «Мы зависим от реализации инвестиционной программы РЖД. Это Восточный полигон, Северо-Запад и Юг. Необходима скорейшая реализация всех инвестпрограмм РЖД. Как только будет расти объем погрузки, будет расти и спрос на подвижной состав. В то же время мы рассчитываем на развитие конкуренции инновационных вагонов, которые позволят нивелировать дефицит пропускной способности. Однако для успешного развития вагоностроения необходима соответствующая кредитная ставка. Нынешние 25-30% — это фактически запретительная ставка в лизинге, ограничивающая инвестиции в подвижной состав. Для системного развития отрасли вагоностроения необходима предсказуемость и устойчивая финансовая модель».