Транскаспийский маршрут позволяет использовать не только порты Ирана, но и порт Туркменбаши
В рамках международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг» предлагается создать маршрут протяженностью 6260 км из пакистанских портов через Афганистан, Туркменистан и Казахстан в Россию. Об этом статс-секретарь — заместитель министра транспорта Дмитрий Зверев рассказал в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025), сообщает пресс-служба Минтранса.
Дмитрий Зверев напомнил, что транспортный коридор включает три ветви — западную (через Азербайджан), среднюю (через Каспийское море) и восточную (через Казахстан и Туркменистан). По его словам, работа ведется по всем трем направлениям. Наращивание объемов перевозок в сторону Пакистана прорабатывается с Туркменистаном.
Отмечается, что Транскаспийский маршрут позволяет использовать не только порты Ирана — Амирабад и Энзели, но и порт Туркменбаши, с дальнейшим движением грузов на растущие рынки Афганистана и Пакистана. Это около 250 млн потенциальных потребителей российских товаров.
«Также работает автомобильное ответвление через Казахстан, Узбекистан, Афганистан и Пакистан. Первые автомобильные перевозки стартовали в 2023 году. И за последние два года Афганистан показывает достаточно хорошую безопасность маршрута. Сегодня его активно используют в том числе и российские перевозчики», — говорится в сообщении.
Справочно
Международный транспортный коридор «Север — Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.
Ожидается, что к 2030 году перевозки российских грузов по МТК «Север — Юг» возрастут почти в два раза: с текущих 17 млн до 32 млн тонн.