Даже временное прекращение морской транспортировки нефти через пролив может привести к значительным задержкам поставок

На фоне регионального конфликта между Ираном и Израилем Ормузский пролив, соединяющий Персидский залив с Оманским заливом и Аравийским морем, остается критически важным для морской перевозки нефти транспортным коридором, которому практически нет альтернативы. Об этом говорится в обзоре, подготовленном Управлением по энергетической информации США (EIA).
Отмечается, что в 2024 году через пролив в среднем транспортировалось 20 млн баррелей нефти в сутки (б/с), что эквивалентно примерно 20% мирового потребления. В первом квартале 2025 года объемы нефтяных потоков, проходивших через Ормузский пролив, оставались на уровне 2024 года.
«Даже временное прекращение морской транспортировки нефти через такие критически важные участки может привести к значительным задержкам поставок, росту логистических издержек и увеличению цен на энергоносители на мировых рынках. При этом если большинство таких узких мест можно обойти альтернативными маршрутами, большая часть нефти, проходящая через Ормузский пролив, не может быть перенаправлена другими путями», — говорится в обзоре.
Помимо нефти через пролив в 2024 году транспортировалось около 20% мирового сжиженного природного газа (СПГ), в основном из Катара. Согласно данным Vortexa, чаще остальных Ормузский пролив для перевозки нефти и конденсата задействует Саудовская Аравия: в 2024 году на долю этой страны пришлось 38% всего нефтяного трафика через пролив (5,5 млн б/с).
По оценкам EIA, в 2024 году 84% нефти и газового конденсата, а также 83% СПГ были направлены через Ормузский пролив на азиатские рынки. Основными получателями были такие страны, как Китай, Индия, Япония и Южная Корея.
Что касается альтернативных маршрутов, то сегодня Саудовская Аравия и ОАЭ обладают трубопроводной инфраструктурой, позволяющей частично обходить Ормузский пролив, что лишь немного смягчит последствия возможных перебоев при транспортировке углеводородов.