Производственные мощности для биотоплива не успевают за растущим спросом
По итогам 24-й недели мировые бункерные индексы MABUX продолжили умеренный рост. Индекс 380 HSFO вырос на $1,80: с 466,01 USD/MT на прошлой неделе до 467,81 USD/MT. Индекс VLSFO увеличился на $1,18 (542,08 USD/MT против 540,90 USD/MT на прошлой неделе).

Индекс MGO прибавил $6,87 (с 722,8 USD/MT на прошлой неделе до 729,67 USD/MT). На момент написания материала на рынке регистрировались незначительные разнонаправленные колебания.
MABUX Global Scrubber Spread (SS) — разница в цене между 380 HSFO и VLSFO — снизился на символические $0,62 (с $74,89 на прошлой неделе до $74,27). Среднее недельное значение индекса, наоборот, увеличилось на $2,45. В Роттердаме SS Spread показал рост на $1 ($49 против $48 на прошлой неделе). При этом среднее недельное значение в порту также увеличилось на $2,67.

В Сингапуре разница в цене 380 HSFO/VLSFO сократилась на $3 — с $70 на прошлой неделе до $67, а среднее недельное значение в порту, наоборот, увеличилось на $4,17. В динамике глобального и портовых индексов SS Spread продолжают преобладать незначительные разнонаправленные изменения без выраженного тренда. Конвенционное топливо VLSFO таким образом сохраняет более высокую рентабельность использования в сравнении с комбинацией 380 HSFO+Scrubber, поскольку значения SS Spread находятся стабильно ниже отметки в $100 (SS Breakeven).
Высокая зависимость Европы от спотового СПГ, вероятно, сохранится до 2030 года. Несмотря на падение объемов импорта на 17% в прошлом году (22 млрд куб. м), ЕС остается крупнейшим в мире импортером СПГ с 2022 года, опережая Китай и Японию. На данный момент рассматриваются варианты диверсификации и увеличения импорта СПГ в ЕС из Катара и с африканских проектов, что увеличит спрос на морские перевозки и поддержит фрахтовые ставки. Исходя из недавних соглашений, подписанных между европейскими покупателями и Австралией, есть также вероятность, что в ближайшее время австралийские производители начнут поставки СПГ в Европу.

По состоянию на 10 июня европейские региональные хранилища были заполнены на 51,79%: плюс 2,59% к показателям прошлой недели и минус 19,54% к отметке на начало года (71,33%). Продолжается процесс постепенного заполнения газохранилищ. По итогам 24-й недели европейский газовый эталон TTF продолжил умеренное снижение: минус 1,210 евро/МВт·ч (34,638 евро/МВт·ч против 35,848 евро/МВт·ч на прошлой неделе).
Цена на СПГ в качестве бункерного топлива в порту Синеш (Португалия) по итогам недели вновь показала снижение на $40 и достигла 786 USD/MT по сравнению с 826 USD/MT неделей ранее. При этом разница в цене между СПГ и конвенционным топливом на 10 июня сократилась до $91 в пользу конвенционного топлива против $150 неделей ранее: MGO LS котировалось в этот день в порту Синеш на уровне 695 USD/MT.

По итогам 24-й недели MABUX Market Differential Index (MDI) (соотношение рыночных бункерных цен (MBP) и цифрового бункерного эталона MABUX (DBP) показал следующие тренды в сегментах 380 HSFO и VLSFO:
В сегменте 380 HSFO Роттердам и Сингапур остались в зоне переоценки, а средние недельные значения MDI сократились на 8 и 6 пунктов, соответственно. Фуджайра и Хьюстон были недооценены, а средние уровни выросли еще на 8 и 18 пунктов, соответственно. MDI Роттердама и Сингапура находятся у отметки 100-процентной корреляции рыночной цены (MBP) и цифрового бункерного эталона MABUX (DBP).
В сегменте VLSFO Роттердам переместился в зону недооценки, и таким образом все четыре порта являются недооцененными. Средние недельные значения MDI выросли на 5 пунктов в Роттердаме, на 3 пункта в Сингапуре, на 11 пунктов в Фуджайре и на 10 пунктов в Хьюстоне. Роттердам и Сингапур находятся у отметки 100-процентной корреляции рыночной цены (MBP) и цифрового бункерного эталона MABUX (DBP).
В сегменте MGO LS Роттердам перешел в зону недооценки, присоединившись к Сингапуру, Фуджайре и Хьюстону. Средние недельные значение MDI выросли на 15, 7, 19 и на 12 пунктов, соответственно. MDI Роттердама остается у отметки 100-процентной корреляции, а MDI Фуджайры превысил отметку в $100.

В структуре переоцененных/недооцененных баланс переместился в сторону недооценки: по одному порту (Роттердам в каждом сегменте) перешло в зону недооценки в сегменте VLSFO и MGO LS в течение недели. Таким образом, тренд на недооценку бункерного топлива остается преобладающим на мировом бункерном рынке, и, вероятно, продолжится и на следующей неделе.
Компания Rystad Energy выступила с предупреждением о том, что потенциальный спрос на биотопливо в морском секторе продолжает расти, однако производственные мощности для биотоплива не успевают за растущим спросом, а судоходство сталкивается с сильной конкуренцией со стороны других секторов экономики. В сценарии без производственных ограничений мировой спрос на биодизель в судоходстве может превысить 140 млн тонн в эквиваленте мазута к 2028 году. Однако даже при идеальных условиях пик мощностей по производству биотоплива может достигнуть только около 120 млн тонн. При этом при применении критериев устойчивости — приоритета более чистого биотоплива второго поколения — объем мощностей резко сокращается до всего лишь 40 млн тонн. А с учетом производственных рисков, фактических уровней производства и конкуренции со стороны других секторов экономики объем биотоплива, реально доступного для судоходства, может уменьшиться еще больше.
Ситуация с био-СПГ также обусловлена проблемами, связанными как с производством, так и с наличием необходимой бункерной инфраструктуры. Хотя прогнозируемый спрос относительно скромен и составит 16 млн тонн в эквиваленте мазута к 2028 году, кажущийся избыток предложения не должен вводить в заблуждение. Более 84% мирового биометана уже направляется на производство электроэнергии, а еще 10% выделяется на автомобильный транспорт. Это оставляет только 6% для всех других секторов экономики, включая морской, что делает фактический доступ гораздо более ограниченным, чем предполагают цифры.
«Мы полагаем, что мировой бункерный рынок может продолжить умеренное движение вверх без существенных резких колебаний», — заключают аналитики MABUX.