Правительство установит случаи, когда возможно применение бумажных перевозочных документов

Президент Владимир Путин подписал закон, направленный на трансформацию системы грузовых перевозок и транспортно-экспедиционной деятельности. Документ предусматривает два ключевых нововведения в части цифровизации отрасли: создание реестра экспедиторов и обязательный электронный документооборот. Об этом сообщает пресс-службы Минтранса России.
С 1 марта 2026 года начнет функционировать Реестр экспедиторов на платформе «ГосЛог». Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность, будут обязаны пройти регистрацию. У компаний и предпринимателей будет 60 дней для подачи заявки. Невыполнение этого требования автоматически лишит их права оказывать услуги.
Принципиальное изменение коснется документооборота: с 1 сентября 2026 года вводится обязательный электронный формат для ключевых транспортных документов. Речь идет о грузовых накладных авиационного транспорта, транспортных железнодорожных накладных, автомобильных транспортных накладных, заказов и заявок на перевозку грузов автомобильным транспортом, а также экспедиторских документах различных типов. При этом правительство установит случаи, когда возможно применение бумажных перевозочных документов.
Заместитель министра транспорта России Андрей Никитин:
— Подписание данного закона – важный шаг на пути к цифровизации транспортной отрасли. Создание реестра экспедиторов и переход на обязательный электронный документооборот позволят не только повысить безопасность, прозрачность и эффективность логистических процессов, но и сократить издержки для бизнеса. Мы уверены, что эти меры создадут качественно новую экосистему грузоперевозок в России, соответствующую современным требованиям и вызовам.
Электронный документооборот в сфере транспорта осуществляется через Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), которая начала функционировать 1 сентября 2022 года. Оператором системы является компания ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Переход на электронный документооборот стал результатом тесного сотрудничества ФНС России и Минтранса России.
Начальник управления электронного документооборота ФНС России Федор Новиков:
— Принятие закона — важный шаг на пути цифровизации экономики. Транспортная отрасль традиционно находится в числе лидеров по внедрению современных технологий, и обязательное оформление электронных перевозочных документов станет следующим шагом к повышению прозрачности и эффективности взаимодействия бизнеса и государства.
На данный момент в системе доступно оформление шести видов документов для автомобильного транспорта, включая электронную транспортную накладную и электронный путевой лист. С сентября 2024 года в ГИС ЭПД реализована возможность резервирования времени пересечения границы на четырех пунктах пропуска. А с 1 сентября 2025 года через систему станет доступным получение разрешений на каботажные перевозки для транспортных компаний из стран ЕАЭС. К концу текущего года планируется расширить функционал системы, чтобы она поддерживала оформление документов для перевозок водным транспортом. На сегодняшний день в ГИС ЭПД уже зарегистрировано более 15 млн электронных документов, а ежемесячно через систему оформляется около 1,5 млн новых документов.
«Переход на электронные документы в сфере транспортных перевозок — это не просто технологическое обновление, а стратегическое решение, определяющее будущее логистической отрасли. Обязательный электронный документооборот — именно то, чего рынок ожидал в последние годы. Без него невозможно создать по-настоящему цифровую, устойчивую и высокоэффективную систему грузоперевозок. Он является ключевым элементом полноценной цифровизации и основой для формирования Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Мы продолжаем поддерживать бизнес на всех этапах перехода на ЭДО, чтобы этот процесс был максимально понятным, комфортным и эффективным для всех участников рынка», — прокомментировала директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
Круглый стол «Что мешает цифровизации портов?», в рамках которого были подняты вопросы цифровой трансформации отрасли (организаторами мероприятия выступили компания «Солво» и ИАА «ПортНьюс»), смотрите по ссылке.