Государства флага начали трактовать конвенцию ООН по морскому праву по-своему, и у судовладельцев возник ряд проблем

Обострившаяся проблематика регистрации российских судов под иностранными флагами вынуждает государство вырабатывать новые подходы в регулировании данной сферы для защиты российских судовладельцев. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом рассказал директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев на XII Петербургском международном юридическом форуме.
По его словам, конвенция ООН по морскому праву, обязывая судно к регистрации и давая судовладельцу возможность выбора государства флага, содержит в себе двойственность: часть норм конвенции относится к государству флага, часть — к судну и судовладельцу. «До недавних пор система работала универсально, однако при напряжении международной обстановки государства флага стали трактовать конвенцию по-своему, и у судовладельцев возник ряд проблем», — пояснил Клюев.
Во-первых, некоторые государства не исключают суда из своей юрисдикции по заявлению судовладельца. Например, Багамы оставляют суда под своей юрисдикцией, и они не могут перейти под российскую. Во-вторых, напротив, есть государства, которые исключают суда из-под своей юрисдикции по своему усмотрению. Так, например, делает Панама, исключая суда, находящиеся в санкционном списке. В-третьих, государство никак не реагирует на заявление судовладельца об исключении. Например, Тувалу игнорирует заявления российской судоходной компании и не выдает документы, препятствуя переходу судов компании под российскую юрисдикцию.
«Что делать? В конвенции есть хорошая норма, говорящая о том, что государство регистрации само определяет, каким образом оно будет регистрировать суда под своим флагом. Систему регистрации судов в России необходимо адаптировать под создавшуюся геополитическую обстановку. Чем мы сейчас и занимаемся», — заключил представитель Минтранса России.