В 2023 году выполнено 10 рейсов в порты Китая и обратно

Одним из важнейших шагов в развитии морской логистики стал запуск проекта «Арктический экспресс №1» — мультимодального маршрута между Архангельском и странами АТР. В 2023 году по этому направлению выполнено 10 рейсов в порты Китая и обратно. Общий объем перевозок составил 13,5 тыс. двадцатифутовых контейнеров. В 2025 году поставлена цель удвоить количество таких рейсов.
Рекордный за последние семь лет показатель по перевалке контейнеров — 230 тысяч тонн достигнут в 2024 году портом Архангельск. Об этом сообщил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, выступая в среду на сессии областного собрания депутатов.
Среднегодовой грузооборот порта стабильно превышает 5 млн тонн. За последние годы объем морских перевозок увеличился в 1,3 раза, перевалка экспортно-импортных грузов — в 3 раза, каботажные перевозки выросли на 5%.
«Морской порт Архангельск сегодня — это опорная точка Северного морского пути, практически полностью ориентированная на отправку грузов по этому стратегическому маршруту», — заявил губернатор Архангельской области.
География каботажных маршрутов архангельского порта охватывает всю акваторию российских арктических морей. Отработаны маршруты снабжения на Новую Землю, Землю Франца-Иосифа, остров Врангеля, мыс Шмидта, Обскую и Байдарацкую губы. Активно развиваются связи с портами Дальнего Востока. С 2023 года из Архангельска по программе субсидируемых рейсов уже отправлены три судна с совокупным объёмом 11 тысяч тонн.
«Северный морской путь привлекает все больше внимания как кратчайший маршрут к рынкам Азии. Это создаёт запрос на новые логистические форматы. И наш регион здесь можно смело назвать передовым», — подчеркнул Александр Цыбульский.
Значение Архангельска как ключевого звена Северного морского пути закреплено на федеральном уровне. В 2023 году правительством России утвержден комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла до 2035 года. Документ включает как модернизацию существующей инфраструктуры, так и строительство новых объектов.
Ключевым элементом плана станет строительство глубоководного района морского порта Архангельск. Он будет рассчитан на прием судов с осадкой до 14,5 м, дедвейтом до 75 тыс. тонн и контейнеровместимостью до 5 тыс. единиц. Потенциальный объем грузовой базы составляет 24,8 млн тонн к 2031 году — этот объем уже подтвержден грузоотправителями.