Количество аварийных случаев на морском транспорте в первом полугодии 2008 года уменьшилось на 21,4% (в январе-июне 2008 года произошло 22 аварийных случая, в январе-июне 2007-го – 28), говорится в материалах Ространснадзора.
В первом полугодии 2008 года по вине иностранных судов в территориальном море РФ и в международных водах произошло 16 аварийных случаев, подлежащих расследованию в России, в том числе в 6-ти случаях с повреждением российских судов. Данные аварийные случаи в соответствии с пунктом 7.7.1 ПРАС-90 отнесены к учету иностранных судовладельцев.
При этом навигационная аварийность на морском транспорте в первом полугодии насчитывает 17 случаев или 77,3% аварийных ситуаций. Посадки на мель (касание грунта) – 9 аварийных случаев (52,9%). Из 9-ти случаев посадки на мель 2 случая произошли в ледовых условиях; 1 случай – выброса на берег тропическим штормом, 3 случая – при контактах с неизвестными подводными препятствиями. Действия экипажа могут быть признан правомерными в штормовых условиях в одном случае.
По типам судов посадки на мель произошли: с морским судном – 4 случая; с судами портового флота – 3 случая, с судами смешанного (река-море) плавания – 2 случая.
Столкновений зафиксирован 1 случай (5,9% от навигационной аварийности). По вине иностранных судов произошли 4 случая с ударами российских судов, где по одному случаю определена ответственность по маневру последнего момента и у российского судна, при наличии основной вины у догоняющего иностранного судна, не реагировавшего на сигналы.
Навалов зарегистрировано 7 случаев (41,2% от навигационной аварийности). В двух случаях навалы произошли из-за отказа рулевого устройства и отказа главного двигателя судна. По типам судов навалы произошли: 2 случая с морскими судами, 3 случая с судами портового плавания, 2 случая с судами смешанного (река-море) плавания. В двух случаях иностранные суда произвели навалы на российские суда.
Также зафиксировано 3 случая технической аварийности. В одном случае это повреждение главного двигателя, который классифицирован как случай без вины экипажа – непредвиденные обстоятельства. Повреждение корпуса – зафиксирован один случай: при нахождении на зимнем отстое без экипажа затонул портовый буксир. Зафиксирован также один случай повреждения судовых устройств, который классифицирован как аварийное происшествие по службе технической эксплуатации (повреждение трюма).
Пожаров за отчетный период зафиксировано два случая. Первый – при нахождении на слипе на очередном заводском ремонте на водолазном морском судне произошел пожар из-за самовозгорания электрокабеля в машинном отделении. Пострадавших нет. Возгорание произошло из-за плохого состояния электрокабелей и соединений, которые планировались к замене в ремонте. Второй случай – возгорание на ходу в МКО. Применено объемное тушение, судно отбуксировано в порт.
Итого из 22-х аварийных случаев 3 произошли без вины российского экипажа и судовладельца. С морскими судами произошли 10 аварийных случаев, с судами портового флота – 9, с судами смешанного (река-море) плавания – 3 случая.
В целом, отмечается в сообщении Ространснадзора, аварийные происшествия произошли из-за низкой квалификации судоводительского состава, ошибок судоводителей при управлении судном, недостаточного и неверного использования технических средств.