Из-за утраты морского дрона «Гавиа» в Черном море бюро не смогло исполнить контракт в полном объеме
Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз» ОСК должно выплатить 40 млн рублей неустойки за срыв срока контракта с министерством обороны РФ. Такое постановление вынес Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы, следует из материалов на портале «Электронное правосудие».
Между ЦМКБ «Алмаз» и Минобороны в декабре 2013 года был заключен госконтракт стоимостью 1,47 млрд рублей на выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) «Разработка комплекса технических средств» шифр «Перманент», размещаемого на опытовом судне. Бюро задержало исполнение двух этапов работ, а оборонное ведомство рассчитало неустойку за каждый день просрочки, которую допустил «Алмаз», и подало исковое заявление в суд на сумму 278,86 млн рублей.
В декабре 2024 года Арбитражный суд города Москвы полностью отказал Минобороны в исковых требованиях. Суд счел, что вины ЦМКБ «Алмаз» в случившемся нет. Срыву сроков предшествовала череда независящих от конструкторского бюро обстоятельств. Так, в рамках ОКР были запланированы испытания, которые перенесли из Норвежского в Черное море из-за отсутствия необходимых глубин. При этом в Черном море произошла «утрата» одного из изделий комплекса — автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА) «Гавиа».
«Дополнительные глубоководные испытания АНПА «Гавиа» производились в строгом соответствии с программой и методиками дополнительных испытаний, организация, выбор технических средств поиска и методик проведения поисковых работ утерянного АНПА «Гавиа» силами АО «Тетис Про» были достаточны, утрата АНПА «Гавиа» произошла в результате обстоятельств, которые комиссия по проведению дополнительных испытаний не могла предвидеть или предотвратить… Подтверждается, что АНПА «Гавиа» был утерян не по вине исполнителя», — сказано в материалах московского арбитража.
Суд также сделал вывод, что утрата морского дрона привела только к просрочке сдачи составной части ОКР, так как сам опытный образец комплекса подводно-технических работ был передан опытовому судну проекта 11982 «Ладога» в 2023 году
«Учитывая, что просрочка вызвана совокупностью обстоятельств <…> требование о взыскании 278,86 млн рублей неустойки заявлено истцом необоснованно и удовлетворению не подлежит», — сказано в решении арбитражного суда Москвы.
В итоге Минобороны подало апелляционную жалобу. Девятый арбитражный апелляционный суд хоть и отменил решение нижестоящей инстанции, но признал действия ЦМКБ «Алмаз» недостаточными лишь в части оповещения заказчика о нештатных ситуациях. Суд указал, что одним из пунктов госконтракта предусмотрена обязанность исполнителя приостановить выполнение ОКР (этапа ОКР) в случае обнаружения независящих от него обстоятельств, которые могут негативно влиять на результаты, и сообщить об этом заказчику в течение трех дней после приостановления работ. «Бездействие исполнителя является недобросовестным и не освобождает от вины за нарушение сроков выполнения обязательств по контракту», — отметил суд.
При этом суд не согласился с расчетом Минобороны суммы неустойки. По его подсчету, который включал начало действия моратория в отношении должников после введения международных санкций, неустойка составила 92,9 млн рублей. Но и эту сумму суд посчитал несоизмеримой с нарушенными интересами истца и снизил ее до 40 млн рублей.
Обе стороны могут обжаловать постановление апелляционного суда в арбитражном суде Московского округа.