В данный момент менее 30% российских судов ремонтируются на территории страны

Для развития мощностей судоремонта на Дальнем Востоке и в Арктике потребуется 153 млрд рублей инвестиций. Об этом сообщает ФАНУ «Восточный центр государственного планирования» (Востокгосплан). По оценке экспертов, сегодня менее 30% российских судов ремонтируются на территории страны. При этом строительство новой и развитие имеющейся инфраструктуры нуждается в государственной поддержке.
По словам директора ФАНУ «Востокгосплан» Михаила Кузнецова, достаточно развитая инфраструктура для ремонта и комплексного обслуживания флота сформирована в таких портах, как Мурманск и Архангельск. Однако спрос из смежных бассейнов на эти мощности пока низок: в движении по Северному морскому пути в течение семи месяцев в году ограничены 94% плавсредств Дальневосточного бассейна и 87% — Балтийского.
Кроме того, для предприятий судоремонта характерен высокий уровень износа производственных мощностей. Так, в Арктике средний возраст плавдоков — 51 год, а единственного сухого дока — 84 года. В такой ситуации актуальным становится строительство и развитие мощностей.
«В Арктике и на Дальнем Востоке это потребует 153 млрд рублей инвестиций. В результате максимально возможное к 2035-му число ремонтов в год выросло бы с менее чем 120 до свыше 430, а доков — с 14 до 36», — отмечает директор Востокгосплана.
Для достижения таких результатов необходима серьезная государственная поддержка предприятий судоремонтной промышленности. Эксперты ФАНУ «Востокгосплан» сформулировали предложения как по прямым мерам господдержки (например, компенсации капитальных затрат, льготным кредитам), так и по дополнительным. Последние касаются совершенствования опытно-конструкторских работ (субсидирование 100% ставки по кредитам на развитие мощностей для ОКР), создания и реализации программы развития судоремонта в Арктике, ускорения таможенных и визовых процедур.
В целом направления поддержки, приоритетные для судоремонтных предприятий, включают в себя снижение затрат на электроснабжение, проведение дноуглубительных работ, совершенствование законодательного регулирования, содействие в решении проблем кадрового обеспечения. Кроме того, по мнению аналитиков, востребованными и эффективными мерами будут проведение аудита законодательства в целях упрощения административных процедур и разработка программы судоремонта для Дальнего Востока.
Ключевые вопросы развития отечественного судоремонта будут обсуждаться в ходе четвертой конференции «Судоремонт, модернизация, комплектующие», которая состоится 22 сентября 2025 года в Санкт-Петербурге.