Федеральная таможенная служба начала проведение эксперимента по внедрению новой технологической схемы пропуска через государственную границу по принципу "одного окна". Площадкой для этого был избран многосторонний автомобильный пункт пропуска Бурачки Себежской таможни (Северо-Западное таможенное управление), говорится в сообщении ФТС.
Реализация принципа "одного окна" осуществляется в соответствии с поручениями Государственной пограничной комиссии и Межведомственной комиссии по развитию системы пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Отрабатываемая в ходе эксперимента схема предусматривает изменение технологии проведения таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу. Прохождение таможенного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного документального контроля будет осуществляться по принципу "одного окна". Сотрудник таможенного поста полностью осуществляет прием и выдачу документов перевозчику, а также их передачу представителям контрольных органов и получение с отметками о проведенном контроле. Такой порядок освободит перевозчика от необходимости поиска соответствующих контрольных органов, позволит значительно сэкономить время на прохождение контроля. При нахождении в "зеленой зоне" транспортное средство будет оформляться в максимально короткие сроки. Общее время нахождения транспортного средства в пункте пропуска не должно будет превышать 1 часа. Для фиксации времени, затрачиваемого каждым контрольным органом на проведение различных этапов контроля, введена новая форма талона контроля. Полученный с его помощью хронометраж будет использован для оптимизации времени нахождения транспортного средства на территории МАПП (многостороннего автомобильного пункта пропуска).
Еще одним методом ускорения таможенного контроля является использование электронной копии транзитной декларации, подготовка которой на сегодняшний день осуществляется инспектором таможни либо таможенным брокером. ФТС России прорабатывает вопрос о поэтапном отказе от услуг таможенного брокера, равно как и от необходимости подготовки электронной копии декларации инспектором таможни, поскольку данная операция занимает значительное время. Возможность исключения таможенного брокера из процесса таможенного оформления зависит от представления заинтересованными лицами в таможенные органы предварительной информации о товарах и транспортных средствах.
Развитие процедуры предварительного информирования таможенных органов является одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной таможенной службы. В настоящее время с целью исключения временных потерь перевозчиков, связанных с подготовкой электронных копий транзитных деклараций, ФТС России в Северо-Западном регионе проводит мероприятия по распространению элементов системы предварительного информирования. Уже сегодня в МАПП Убылинка Псковской таможни, МАПП Светогорск, Брусничное и Торфяновка Выборгской таможни возможно использование предварительной информации. С 17 июня 2008 года в МАПП Бурачки приступили к использованию программного средства, позволяющего принимать и использовать предварительную информацию. Перевозчики в ходе эксперимента имеют возможность оценить преимущества предварительного информирования, достигаемые за счет реального сокращения времени государственного контроля в МАПП.
Кроме того, ФТС России прорабатывает вопрос об организации приоритетного движения грузовых транспортных средств, следующих в Российскую Федерацию с использованием процедуры предварительного информирования. В ближайшее время по этому вопросу планируется провести переговоры с латвийской стороной.
Следует отметить, что в ходе эксперимента планируется осуществить практическую отработку предложений ФТС России по подчинению таможенным органам должностных лиц государственных контрольных органов, осуществляющих в МАПП различные виды государственного контроля. Это должно стать важным этапом на пути дальнейшего совершенствования государственного контроля, основой для принятия дополнительных мер по модернизации системы пропуска через Государственную границу Российской Федерации.