В первом полугодии 2008 года ОАО "РЖД" подписало ряд важных международных контрактов, в рамках которых будет проходить строительство и модернизация инфраструктуры железных дорог зарубежных стран, сообщает пресс-служба предприятия.
13 февраля президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин и министр транспорта и связи Армении Андраник Манукян подписали соглашение на концессионное управление Армянской железной дорогой. По договору срок концессионного управления составит 30 лет с правом пролонгации еще на 20 лет после первых 20 лет работы. По предварительному инвестиционному плану на 30 лет управления ОАО "РЖД" вложит в развитие инфраструктуры железной дороги Армении около 400 млн. долларов. Также планируется инвестировать порядка $170 млн в обновление подвижного состава.
29 марта ОАО "РЖД" подписало первый контракт с Иранскими железными дорогами на электрификацию железнодорожной линии Тебриз – Азаршахр (протяженность 46 километров). Сторонами также рассматриваются перспективы участия ОАО "РЖД" в других инфраструктурных проектах на территории Исламской Республики Иран, в частности, электрификации железнодорожных линий Тегеран – Мешхед. Совместно с Азербайджанской государственной железной дорогой прорабатывается трехсторонний проект строительства новой железнодорожной линии Казвин – Решт - Астара, реализация которого призвана наладить прямое железнодорожное сообщение Россия - Азербайджан - Иран и привлечь новые грузы в рамках международного транспортного коридора Север - Юг.
17 апреля 2008 года в результате активной работы делегации ОАО "РЖД" между Управлением по организации и реализации железнодорожных проектов Ливии и ОАО "РЖД" был подписан контракт на строительство участка железной дороги Сирт – Бенгази стоимостью около 2,2 млрд евро.
В 2008 году ОАО "РЖД" также победило в тендере по проекту "Модернизация и строительство транспортного железнодорожного узла Алжир", предусматривающему строительство новых железнодорожных линий, искусственных сооружений, вокзалов, центра управления перевозками, мастерских по ремонту подвижного состава и депо, а также новой железнодорожной линии, включающей в себя тоннель, до международного аэропорта Хуари Бумедиен.
В январе 2008 года в Объединенных Арабских Эмиратах было подписано соглашение о сотрудничестве с холдингом Port & Free Zone World, в состав которого входит "Дубай Порт Уорлд" – третья по величине в мире компания-оператор контейнерных терминалов. Цель соглашения – взаимодействие в области интермодальных перевозок, развитие и совместное управление портовой инфраструктурой на территории России и в других странах.
В рамках деятельности совместной рабочей группы железных дорог России, Китая и Германии по организации евроазиатских грузовых перевозок в сообщении Китай – Европа в январе 2008 года из Пекина в Гамбург прибыл первый демонстрационный контейнерный поезд. Состав, включающий 49 фитинговых платформ для перевозки 98-ми контейнеров (ДФЭ), прошел по территории Китая, Монголии, России, Белоруссии, Польши и Германии, преодолев 9 780 км за 15 суток. Это наглядно продемонстрировало все преимущества перевозки контейнеров по этому маршруту.
С целью закрепления за собой роли ключевого звена в евроазиатской системе железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" ведет проработку крупных международных инфраструктурных проектов.
В апреле 2008 года ОАО "РЖД" вплотную подошло к практической реконструкции 52-км участка от границы с Россией (ст. Хасан) до порта Раджин в КНДР и строительству контейнерного терминала в этом порту. Для реализации проекта создано совместное предприятие сроком на 49 лет со следующим распределением долей в регистрационном капитале: 70% у российской стороны и 30% – у корейской.
Также в апреле 2008 года ОАО "РЖД", железные дороги Австрии, Словакии и Украины подписали Протокол о начале предпроектной стадии исследовательских работ по продлению ширококолейной железной дороги в Центральную Европу. В Протоколе отражены общие цели четырех сторон по привлечению грузопотока на маршрут Азия – Россия - Центральная Европа и повышению конкурентоспособности железнодорожных перевозок по сравнению с перевозками морским путем или автомобильным транспортом. В 2008 году планируется завершение предпроектной части проекта, после чего начнутся переговоры с потенциальными инвесторами, на что также уйдет около года. В 2009 году запланирована разработка технического задания и бизнес-плана, после чего будут определены конкретные сроки реализации проекта.
Первостепенная задача ОАО "РЖД" в сфере международного сотрудничества заключается в обеспечении благоприятных условий для повышения эффективности международных грузовых и пассажирских перевозок, научно-технического и технологического сотрудничества, вывода российских передовых разработок в железнодорожной сфере и строительных услуг на зарубежные рынки.
В этих целях ОАО "РЖД" развивает взаимодействие с железными дорогами стран СНГ и Балтии, укрепляя конкурентные преимущества "пространства колеи 1520", основанные на работе единым вагонным парком, по единым технологиям и стандартам, а также реализации совместных проектов в области логистики и модернизации инфраструктуры.
Проведенные в 2008 году по инициативе и при поддержке ОАО "РЖД" международные железнодорожные бизнес-форумы "Стратегическое партнерство 1520" в Риге (февраль) и гСочи (май) продолжают набирать авторитет в качестве эффективного механизма развития и укрепления сотрудничества.