1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Принят итоговый вариант утилизации нефтепродуктов из затонувших в Черном море танкеров

21 марта 2025   14:38

Принят итоговый вариант утилизации нефтепродуктов из затонувших в Черном море танкеров

Полностью фрагменты танкеров «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» планируется удалить в 2026 году

Сафельев
Фото с сайта правительства

Правительственная комиссия для координации работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной крушением танкеров в Керченском проливе в декабре 2024 года, приняла итоговый вариант утилизации нефтепродуктов из затонувших фрагментов танкеров «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239». Решение принято в ходе очередного заседания комиссии, которое прошло в Москве под председательством вице-премьера Виталия Савельева, сообщает пресс-служба правительства.

«Итоговый вариант утилизации мазута из затонувших судов предполагает установку вокруг них специальных инженерных сооружений — коффердамов, которые позволят изолировать находящийся на танкерах мазут, 3919 тонн, и не допустить его разлива в акватории Черного моря. При выборе конечного варианта руководствовались главным образом вопросами обеспечения экологической безопасности в районе ЧС. В дальнейшем мазут из танкеров будет откачан через технологические люки в коффердамах, а сами коффердамы — утилизированы вместе с затонувшими частями судов. Реализация этого проекта не будет препятствовать судоходству и позволит выдержать штормовые явления в море», — отметил Виталий Савельев.

Волгонефть 212
Стоп-кадр видео Морспасслужбы

Как уточняет пресс-служба Минтранса, утилизация будет проведена в четыре этапа. На первом этапе с фрагментов танкеров срежут выступающие элементы конструкций и поднимут их на поверхность. На втором этапе специалисты обеспечат временную локализацию фрагментов танкеров на дне Керченского пролива. Для этого их оградят защитными коффердамами на глубине до 20 м. Всего таких конструкций будет три — по одной на фрагмент. Каждая весит более 1,5 тыс. тонн. На третьем этапе будет проведена полная откачка мазута из фрагментов под куполами (различные варианты этого процесса сейчас обсуждаются экспертным сообществом). После того, как мазут откачают, начнется четвертый этап операции — подъем фрагментов танкеров и самих коффердамов. Полностью танкеры планируется удалить в 2026 году.

Отмечается, что блоки для коффердамов изготовят на заводе, а затем перевезут к доку, где соберут в единую конструкцию и спустят на воду. Коффердамы отбуксируют к затонувшим частям танкеров и погрузят на глубину. На дне каждый купол надежно зафиксируют при помощи свай, вбитых по периметру. Это исключит возможность его смещения. К настоящему моменту оценены возможности находящихся рядом судостроительных заводов, на которых смогут собрать и затем спустить на воду коффердамы. Для спуска по совокупности параметров — площадь, максимальная осадка, удаленность от места работ — выбран подходящий док. После предварительной проработки различных вариантов конструкции коффердамов с оценкой плавучести, надежности и скорости изготовления выбор остановили на металлическом коффердаме, который соберут из блоков.

Проект удаления судов, потерпевших крушение в Керченском проливе, разработан при участии Минтранса России, подведомственных организаций, а также Российской академии наук и других образовательных и научных структур.

В настоящее время водолазы Морспасслужбы продолжают контрольные погружения, постоянно проверяя фрагменты на предмет возможных утечек. Мониторинг состояния частей танкеров будет вестись до момента их полной герметизации, добавляется в сообщении.

Справочно

Крушение танкеров «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239», перевозивших около 9,2 тыс. тонн мазута, произошло утром 15 декабря 2024 года в районе Керченского пролива во время шторма. Танкер «Волгонефть 212» вследствие крушения раскололся на две части и затонул в районе мыса Такиль в границах морского порта Кавказ. Там же находится и носовая часть танкера «Волгонефть-239». Работы по утилизации кормовой части танкера «Волгонефть 239», которую вынесло на мель у мыса Панагия в акватории морского порта Тамань, завершились начале марта.

Новости от 21 марта 2025 г.

20 марта 2025