На долгосрочную динамику рынка будут влиять изменения глобальных схем логистики и торговли СПГ, а также геополитические события

По итогам 11-й недели мировые бункерные индексы MABUX не имели устойчивого тренда и менялись разнонаправленно. Индекс 380 HSFO вырос на $6,23: с 495,53 USD/MT на прошлой неделе до 501,76 USD/MT, вновь превысив отметку в $500. Индекс VLSFO продолжил снижение: минус $1,8 (580,05 USD/MT против 581,85 USD/MT на прошлой неделе), по-прежнему находясь ниже отметки в $600. Индекс MGO снизился еще на $6,2 USD (с 771,02 USD/MT на прошлой неделе до 764,82 USD/MT). На момент написания материала на рынке отмечалась незначительная коррекция вверх, говорится в обзоре MABUX, предоставленном ИАА «ПортНьюс».
MABUX Global Scrubber Spread (SS) — разница в цене между 380 HSFO и VLSFO — продолжил тренд на снижение: минус $8,03 (с $86,32 на прошлой неделе до $78,29), пробив отметку в $80 и уверенно находясь ниже отметки в $100 (SS Breakeven). Среднее недельное значение индекса также уменьшилось на $4,72. В Роттердаме SS Spread сократился еще на $5 ($58 против $63 на прошлой неделе), а среднее недельное значение в порту потеряло $9,83. В Сингапуре разница в цене 380 HSFO/VLSFO также продолжила снижаться: минус $17, с $45 на прошлой неделе до $28. Причем в течение недели спред в Сингапуре сокращался до отметки в $23. Cреднее недельное значение в порту уменьшилось на $12,83. Уверенное сокращение SS Spread в значительной степени снижает рентабельность и экономическую эффективность комбинации 380 HSFO+Scrubber в пользу использования конвенционного топлива VLSFO. Это становится особенно актуальным для региона Южной Европы, где с 1 мая начинают действовать ограничения по содержанию серы 0,1% в рамках объявления Средиземного моря зоной контроля над выбросами SECA.

Изъятия из хранилищ, превышающие средние значения, истощили запасы газа как в США, так и в Европе, что усилило опасения по поводу дефицита поставок. Поскольку текущие запасы ниже обычных, их пополнение может занять больше времени, чем обычно, особенно если сохранятся низкие температуры или добыча останется ограниченной. В ближайшей перспективе сочетание сильного спроса, ограниченного предложения и геополитических рисков предполагает сохранение тренда на поддержку цен природного газа. Прогнозы погоды останутся основным драйвером в определении краткосрочных ценовых колебаний, в то время как изменения глобальных схем логистики и торговли СПГ и геополитические события будут влиять на долгосрочную динамику рынка.
По состоянию на 11 марта европейские региональные хранилища были заполнены на 35,88% (минус 1,75% к показателям прошлой недели и минус 35,45% к отметке на начало года). Процесс отбора газа из хранилищ продолжается. По итогам 11-й недели европейский газовый эталон TTF незначительно снизился: минус 0,754 евро/МВт·ч (42,710 евро/МВт·ч против 43,464 евро/МВт·ч на прошлой неделе), демонстрируя при этом признаки возобновления восходящего тренда.
Цена на СПГ в качестве бункерного топлива в порту Синеш (Португалия) по итогам недели снизилась еще на $66 по сравнению с прошлой неделей, достигнув 10 марта уровня в 833 USD/MT. При этом разница в цене между СПГ и конвенционным топливом на 10 марта также сократилась: $71 в пользу MGO LS против $124 неделей ранее: MGO LS котировалось в этот день в порту Синеш на уровне 732 USD/MT.

По итогам 11-й недели MABUX Market Differential Index (MDI) (соотношение рыночных бункерных цен (MBP) и цифрового бункерного эталона MABUX (DBP)) продолжил разнонаправленные изменения в четырех крупнейших хабах мира: Роттердаме, Сингапуре, Фуджайре и Хьюстоне.
В сегменте 380 HSFO Роттердам и Сингапур находились в зоне переоценки, где среднее недельное значение MDI выросло на 4 и 11 пунктов, соответственно. Фуджайра и Хьюстон были недооценены, а уровни недооценки снизились на 11 и 1 пункт, соответственно. MDI в Роттердаме остался у отметки 100-процентной корреляции рыночной цены (MBP) и цифрового бункерного эталона MABUX (DBP).
В сегменте VLSFO Роттердам был единственным переоцененным портом в этом бункерном сегменте с сокращением среднего значения MDI на 4 пункта. Сингапур, Фуджайра и Хьюстон находились в зоне недооценки, а средние недельные значения MDI снизились на 1, 1 и 5 пунктов соответственно.
В сегменте MGO LS Роттердам вернулся в зону недооценки, где, таким образом, сейчас находятся все четыре порта. Средние недельные значения MDI выросли на 8 пунктов в Роттердаме, но сократились на 6 пунктов в Сингапуре, на 10 пунктов в Фуджайре и на 6 пунктов в Хьюстоне. Индекс Роттердама остается у отметки 100-процентной корреляции MBP и DBP.

Баланс переоцененных/недооцененных портов вновь изменился в сторону недооценки. Аналитики полагают, что этот тренд сохранится и на следующей неделе.

Недавно опубликованный отчет FOBAS о качестве топлива во втором квартале 2025 указывает на уровень некондиционных образцов мазута VLSFO из-за высокого содержания серы. Отчет, в частности, показывает, что в почти 2,5% протестированных образцах VLSFO, особенно марки RMG380, был зафиксирован уровень серы от 0,50% до 0,53%. Несмотря на то, что подобные показатели технически соответствуют правилам MARPOL Annex VI с учетом допусков на точность испытаний, тем не менее это продолжает создавать неопределенность для судоходных компаний. Еще в 0,8% образцов VLSFO было обнаружено превышение показателя 0,53% по содержанию серы. Отчет также указывает на сохраняющуюся проблему с содержанием осадочных элементов в топливе. В этой связи зоной высокого риска по нестабильности асфальтенов названы Хьюстон и Антверпен. FOBAS отмечает значительный рост использования биотоплива, обусловленный нормативными стимулами и обязательствами отрасли по декарбонизации. В этой связи указывается на рост использования остаточных смесей метилового эфира жирных кислот (FAME) (класс RF) в Сингапуре, Альхесирасе и регионе ARA. Несмотря на отсутствие сообщений о возможных проблемах с биотопливом, FOBAS тем не менее предупреждает, что сохраняются опасения относительно используемых при производстве компонентов топлива, а также его качества и происхождения. FOBAS также прогнозирует, что средиземноморская SECA может изменить логистические схемы бункеровок и качество топлива в определенных портах. Судам, работающим в Средиземном море, необходимо будет использовать топливо с содержанием серы 0,10% или ниже, если для очистки топлива не применяются скрубберы. Как итог, нормативный акт SECA может привести к изменениям в доступности и ценах на топливо в ключевых средиземноморских портах.
«Мы полагаем, что нисходящий тренд сохраняет свой потенциал на мировом бункерном рынке и умеренное снижение цен на бункерное топливо продолжится на следующей неделе», — заключают аналитики MABUX.