
По состоянию на февраль 2025 года пятилетнее судно продавалось за 86% от стоимости нового судна
В январе-феврале 2025 года на международных верфях количество заказов на строительство балкерных судов упало на 92% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это самый низкий уровень по крайней мере за 30 лет, отмечает BIMCO в своей публикации Shipping Number of the Week.
Менеджер по анализу судоходства в BIMCO Филипе Гувейя: «Хотя контракты в январе были низкими, в феврале новые суда не заказывались. Низкие фрахтовые ставки, высокие цены на новые суда, длительные сроки передачи в эксплуатацию и неопределенность, вероятно, сказываются на заключении новых контрактов».
Контракты на сухогрузные суда снижаются со второго полугодия 2024 года, при этом из-за снижения фрахтовых ставок цены на вторичном рынке на суда, построенные пять лет назад, упали на 12%, в то время как цены на новые суда сократились на 1%. По состоянию на февраль 2025 года пятилетнее судно продавалось за 86% от стоимости нового судна.
Конкуренция со стороны контейнеровозов и танкеров удерживала цены на новые суда на высоком уровне, поскольку они соперничали за ограниченные забронированные слоты на верфях, в результате чего сроки поставки продлевались до 2027 года для небольших балкеров и до 2028 года — для более крупнотоннажных судов.
Гувейя отметил: «Среднесрочные перспективы рынка в сегменте насыпных, навалочных грузов в настоящее время весьма неопределенны, что может повлиять на заключение судостроительных контрактов. На рынке перевозок железной руды и угля, предположительно, перспективы также могут оказаться слабыми, в то время как возможное возвращение судоходных линий к привычному маршруту через Красное море и разгорающиеся торговые войны могут еще больше ослабить спрос».
Портфель заказов на сухогрузные суда составляет 10% от флота, что достаточно для замены устаревших судов на стабильном рынке, при этом средний возраст флота в этом сегменте приближается к 13 годам.
Сегмент судов типоразмера Panamax, на долю которого приходится 34% от объема портфеля судостроительных заказов, имеет самое большое соотношение портфеля заказов к флоту — 14%, хотя здесь заказы сократились на 83% в годовом исчислении из-за ухудшения ставок фрахта за последние восемь месяцев.
Сегмент Сapesize, на долю которого приходится 29% портфеля заказов, имеет самое низкое соотношение портфеля заказов к флоту — 8%. При этом в этом году не было размещено ни заказа на суда Capesize после более успешного 2024 года.
Гувейя добавил: «В будущем обновление флота и процесс декарбонизации, вероятно, станут ключевыми драйверами для заключения контрактов, поскольку ожидается, что рост спроса останется низким. Старые балкерные суда уже менее конкурентоспособны, поскольку климатические нормы ограничивают их скорость. Поскольку в среднесрочной и долгосрочной перспективе правила ужесточаются, утилизация старых судов может получить дополнительные стимулы».
BIMCO (головной офис Копенгаген, Дания) является старейшей (создана в 1905 году) и крупнейшей в мире международной судоходной ассоциацией, объединяющей более 2,1 тыс. членов и предоставляющей экспертный анализ судоходного рынка.