1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Постоянное недофинансирование содержания ВВП России привело к потере значительной части грузовой базы

11 марта 2025   13:48

Постоянное недофинансирование содержания ВВП России привело к потере значительной части грузовой базы

Требуется изменение подходов к развитию внутренних водных путей и водного транспорта

Внутренние водные пути
Фото Азово-Донской бассейновой администрации

Постоянное недофинансирование содержания внутренних водных путей и затянувшиеся сроки ликвидации лимитирующих участков привели к потере значительной части грузовой базы и снижению объемов перевозок по рекам России. Об этом во время своего выступления в ходе заседания Морской коллегии России заявил руководитель совета по развитию и обеспечению морской деятельности Сергей Вахруков.

«Так, в 1980 году по рекам было перевезено почти 500 млн тонн грузов, а в 2024 году — только 90 млн тонн. В 10 раз сократились пассажирские перевозки. Отток грузовой базы привел к деградации речных портов, их инфраструктуры», — сказал Сергей Вахруков.

Кризисная ситуация складывается и с обеспечением безопасности судоходных гидротехнических сооружений, большая часть которых имеет износ свыше 80%. В соответствии с декларациями безопасности только половина судоходных гидротехнических сооружений находится в работоспособном техническом состоянии.

В итоге неудовлетворительное состояние внутренних водных путей снижает рентабельность перевозок внутренним водным транспортом, что в свою очередь негативно сказывается на состоянии речного флота. В настоящее время на реке эксплуатируется более 5 тыс. грузовых и почти 3 тыс. пассажирских судов. За последние несколько  лет численность пассажирских и грузопассажирских судов увеличилась более чем на 200 судов. При этом темпы выбытия речного флота превышают темпы его пополнения, а средний возраст судов сейчас составляет около 40 лет.

«В этих условиях происходит отток высококвалифицированных специалистов, особенно из числа командного и рядового состава экипажей судов технического флота, гидротехников, а также работников по обслуживанию специального оборудования на судоходных гидротехнических сооружениях», — считает руководитель совета.

По его мнению, требуется изменение подходов к развитию внутренних водных путей и водного транспорта. В первую очередь за счет обеспечения комплексного использования внутренних водных ресурсов.

Руководитель совета по развитию и обеспечению морской деятельности Морской коллегии России Сергей Вахруков:

— Развитие внутренних водных путей и водного транспорта должно стать одним из ключевых инструментов достижения национальных целей развития страны, обеспечения связанности огромной территории России.

В данный момент внутренние водные пути общей протяженностью свыше 101 тыс. км расположены на территории 60 субъектов Российской Федерации. На них эксплуатируется 741 судоходное гидротехническое сооружение. За последние четыре года были предприняты меры по улучшению условий судоходства. Устранены лимитирующие участки протяженностью почти 10 тыс. км. Благодаря этим мерам, увеличена пропускная способность внутренних водных путей на 12 млн тонн. Однако этого пока недостаточно.

«Необходимо объединить и скоординировать интересы транспортной отрасли, сельского хозяйства, энергетики, добычи ресурсов, водоснабжения населения и экономики жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Только при таком подходе будут созданы необходимые условия для эффективного использования потенциала внутренних водных ресурсов для развития экономики страны», — заключил он.

Новости от 11 марта 2025 г.