Угольным терминалам Мурманской области недостает грузовой базы

Экономика перевалки угля через порты Арктики в условиях снижения цен на мировом рынке и закрытия ряда европейских рынков в целом не складывается. Такое мнение в эфире «РЖД ТВ» высказал председатель совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) России Денис Илатовский.
«Были эксперты, которые много лет говорили, что объем перевалки угля через Мурманск не будет двукратно увеличен, потому что нет таких объемов. Где сейчас найти такой тоннаж, это будет большой вопрос», — сказал глава АСОП, комментируя ввод мощностей угольного терминала «Морской порт Лавна».
По мнению Дениса Илатовского, падение перевалки угля в морских портах в 2024 году и сейчас связано не только с тем, что железная дорога не может вывезти весь добытый объем (что было справедливо все предыдущие годы), но уже и с падением добычи в угольной отрасли на фоне снижения мировых цен.
Он отметил, что проблемы железной дороги и падение добычи угля — это «как Инь и Янь, трудно выделить главное». При этом восстановление объемов перевалки угля после падения 2024 года не будет быстрым.
Справочно
«Лавна» — одна из крупнейших строек Северо-Запада России. Территория порта, который находится на берегу Кольского залива, занимает 120 га. Глубины у берега достигают 15 м, что позволит порту принимать крупнотоннажные суда. Запланированная мощность составляет 18 млн тонн угля в год. «Лавна» станет одним из транспортных узлов на маршруте Северного морского пути (СМП). Ожидается, что запуск терминала будет способствовать открытию новых рынков экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Строительство ведется в рамках проекта по комплексному развитию Мурманского транспортного узла (МТУ).