Минпромторг поставил задачу ЦТСС заняться вопросом ценообразования в судоремонте с 2025 года

В судоремонтной отрасли формируется запрос на наведение порядка в части нормирования труда. Об этом в интервью журналу «ПортНьюс» рассказал директор отраслевого научно-технического центра экономики, ценообразования, трудоемкости и нормирования труда судостроительной промышленности (ОНТЦ) «Румб» Центра технологии судостроения и судоремонта (АО «ЦТСС») Александр Ваучский.
«С ценообразованием в строительстве судов, где были наиболее острые вопросы, по большей части разобрались. Ближайшие два года мы (ЦТСС. — Прим. ред.) будем заниматься проектированием. А к работе по ценообразованию в судоремонте мы планируем приступить в 2027 году», — сказал Александр Ваучский.
По его словам, ситуация в этом сегменте начала меняться. «Со стороны Минпромторга руководству ЦТСС поставлена задача: не дожидаясь 2027 года, готовиться к проведению таких работ в следующем, а лучше уже в этом году. Мы сейчас соответствующие предложения готовим. Уточняем у участников рынка, что конкретно надо изменить», — пояснил Александр Ваучский.
Он отметил, что сейчас «четко прослеживается запрос на разработку типовых норм времени на отдельные виды судоремонтных операций». На данном этапе это единственный вопрос, по которому есть консенсус. Уже несколько лет существует согласованный с предприятиями перечень сборников норм времени из 45 наименований. Первые 15 из них уже разработаны и планируются к утверждению до конца 2026 года.
«По большому счету, законодательная база уже предоставила основные полномочия по установлению регулирования в области ценообразования в судоремонте. Так, у Минпромторга есть полномочия утверждать порядок определения цены ремонта судов. В 542-м постановлении установлен порядок проведения экспертиз цен ремонта судов. Можно внести в отдельных случаях обязательные экспертизы для судоремонта, — пояснил Александр Ваучский. — Но надо понимать, что в судоремонте, с учетом высокой вариабельности, которая там существует, создать нормативно-правовую базу, подобную той, что есть для строительства судов, крайне сложно. Мы думаем, что она может быть разработана в форме методических документов», — сказал эксперт.
Подробнее о том, как развивается нормативная база российского судостроения, какие изменения в регулировании отрасли ожидаются, читайте в материале «Стремимся к обоснованности цен», опубликованном в первом номере журнала «ПортНьюс» за 2025 год.
Ключевые вопросы развития отечественного судоремонта будут обсуждаться в ходе четвертой конференции «Судоремонт, модернизация, комплектующие», которая состоится 22 сентября 2025 года в Санкт-Петербурге.