Ситуацию поможет исправить новый ГОСТ, регламентирующий электрохимическую защиту

Наиболее эффективная защита гидротехнических сооружений (ГТС) — комплексная, включающая электрохимическую защиту (ЭХЗ). Новый ГОСТ, который вступит в силу в июле текущего года, должен упростить проектирование и строительство сооружений, дав участникам рынка единые правила. Такое мнение в ходе организованного ИАА «ПортНьюс» VIII конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» выразил руководитель отдела продаж и оборудования катодной и протекторной защиты Корпорации ПСС Андрей Шабалин.
По его словам, вопрос стандартизации антикоррозийной защиты как никогда актуален, поскольку ГТС России изношены на 70%, треть затрат на их содержание связаны с коррозией, а общий ущерб портовой инфраструктуры страны составляет порядка 14 млрд рублей в год. «Введение нового ГОСТа, который не обновлялся более 40 лет, — позитивное событие для отрасли, которое регламентирует и упрощает взаимодействие между заказчиками и поставщиками оборудования антикоррозийной защиты (ЭХЗ)», — сказал он.
Оптимальная технология для сохранения и во многих случаях увеличения проектного срока эксплуатации ГТС, по его мнению, — это комплексная зашита, включающая как базовое использование антикоррозийных покрытий, так и активную электрохимическую защиту — катодную защиту наложенным током с регулировкой потенциалов, протекторную защиту жертвенными анодами или совместную ЭХЗ. Катодная защита «при грамотном проектировании дает эффективную и надежную защиту от коррозии всей поверхности защищаемого объекта, в том числе сварных швов, чего невозможно добиться просто нанесением ЛКП. Катодная защита применима как для конструкций из металла, так и для объектов из бетона. В ней предусмотрена возможность круглосуточного контроля и мониторинга системам ЭХЗ. Это оптимальная защита для протяженных поверхностей и металлоемких линейных причалов и эстакад, когда все конструкции гальванически связаны между собой». Однако такой метод требует более сложного проектирования, особенно в портах с ледовой нагрузкой и экстремальным волновым режимом, а также подвода электроэнергии и регулярного обслуживания. Протекторная защита — более привычное, традиционное решение для ГТС. Протекторы не требуют подвода электроэнергии и регулярного обслуживания, просты в установке и экономичны. Однако использование только протекторной защиты требует регулярных обследований, поскольку проекторы могут терять контакт с конструкцией. Применимость и эффективность протекторов ограничена по сравнению с катодной защитой.
Преимущества катодной защиты отметил инженер отдела реализации комплексных проектов АО «ТСТ» Кирилл Юшманов, также принявший участие в конгрессе. По его словам, по опыту работы с разными терминалами, в том числе компаний «Транснефть», «Газпром», «Новатэк», «КТК», при площадях свыше 1 тыс. кв. м катодная защита — это более экономичный вариант, нежели наносимые покрытия или добавочные защитные конструкции. Что касается нового ГОСТа, то, по его словам, несмотря на включения технологии электрохимической защиты в современный регламент, на данный момент ее используют немногие заказчики, в основном это компании, связанные с углеводородным бизнесом.