Правительству предложено скорректировать законодательство для совершенствования режимов ТОР и СПВ
Преференциальные режимы Дальнего Востока сейчас функционируют недостаточно эффективно и не в полной мере достигают целей, ради которых были созданы. Такой вывод сделала Счетная палата, которая провела аудит деятельности АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (КРДВ), федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2016‒2025 годы» и результатов применения преференциального режима на Курилах в 2021‒2023 годах.
На территории Дальнего Востока в настоящее время действуют 16 территорий опережающего развития (ТОР), территория свободного порта Владивосток (СПВ), префрежим на Курильских островах, особая экономическая зона (ОЭЗ) в Магаданской области и режим региональных инвестпроектов (РИП). При этом, как отмечают в Счетной палате, все они не образуют единую систему мер поддержки развития дальневосточных регионов.
Аудитор Наталья Трунова:

— Управлением дальневосточных префрежимов занимаются различные федеральные и региональные органы, а законодательные акты, регулирующие их работу, предусматривают разные подходы к оценке, мониторингу и контролю их деятельности. При этом льготы и меры поддержки в большинстве префрежимов в целом однотипны и в основном сводятся к поддержанию инвестиционной активности в широком спектре отраслей без четкой направленности.
По мнению Счетной палаты, меры поддержки, предусмотренные в рамках режима СПВ, не в полной мере ориентированы на цели соответствующего федерального закона, в том числе на интеграцию в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона и международную торговлю. Как показал анализ, в общей суме инвестиций, привлеченных резидентами СПВ, 35% занимают проекты в области строительства и девелопмента, а 39% — в сфере логистики и транспорта.
При создании ТОР не фиксируются экономические и бюджетные эффекты для регионов или муниципальных образований, которые надо достигнуть. Территории опережающего развития в крупнейших городах ДФО «показывают недостаточные показатели улучшения инвестиционной активности». Так, вклад ТОР «Приморье» в общей сумме инвестиций по входящим в нее муниципальным образованиям составляет лишь 4,3%, в то же время доля ТОР «Чукотка» (Анадырь) достигает 67,4%. При этом резиденты этих ТОР получают одинаковые льготы и преференции.
Так как большинство налоговых льгот в режимах ТОР и СПВ действует 10 лет, в ближайшие годы у ряда резидентов льготный период закончится, и они могут прекратить свою работу. Счетная палата считает целесообразным установить мониторинг за их деятельностью для анализа устойчивости достигнутых эффектов.
Счетная палата также считает недостаточно результативной деятельность КРДВ и ее дочерних обществ в части управления префрежимами. Например, корпорация не в полном объеме использовала субсидии, предоставленные в 2021‒2023 годах на развитие инфраструктуры ТОР, что обусловлено несоблюдением резидентами и ресурсоснабжающими организациями сроков выполнения мероприятий по договорам технологического присоединения, неготовностью внутриплощадочных сетей. Сроки выполнения отдельных мероприятий неоднократно переносились, а на счетах КРДВ и дочерних структур на 1 января 2024 года остались неиспользованными 14,3 млрд рублей.
«Не показал пока ожидаемых результатов и префрежим на Курильских островах. Так, 29% участников этого префрежима не осуществляют деятельность, а остальными участниками привлечено только 4,4% от запланированного объема инвестиций, создано 8,2% от предусмотренного количества рабочих мест», — сказано в сообщении.
По итогам анализа Счетная палата направила правительству ряд рекомендаций, в том числе предложила подготовить изменения в законодательство, направленные на совершенствование режимов ТОР, СПВ и особого налогового режима на Курильских островах; прекратить действие режима РИП в ДФО, сохранив льготы для его участников в пределах срока их действия; установить мониторинг за деятельностью резидентов ТОР и СПВ, у которых завершается период действия предоставляемых льгот, для анализа устойчивости эффектов указанных режимов.
Графики с сайта Счетной палаты РФ