Дноуглубительной отрасли необходимо создание единого центра принятия решений

В России необходимо создание ассоциации дноуглубительных компаний. Такое мнение в ходе организованного ИАА «ПортНьюс» VIII конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» высказал генеральный директор ООО «Строительная дноуглубительная компания» (СДК) Александр Бенгерт.
По его словам, основными задачами ассоциации должны стать: снижение зависимости от иностранного флота, синхронизация планов частного бизнеса и государства, лоббирование интересов отрасли на уровне федеральных органов исполнительной власти (ценообразование, внесение изменений в нормативно-правовые акты и т. д.), участие в формировании государственной политики в области рынка дноуглубительных услуг.
Кроме того, по мнению главы СДК необходимо расширить программу льготного лизинга ПАО «ГТЛК», применять меры господдержки в вопросах проектирования и строительства дноуглубительного флота, реализовать механизмы приоритетности и долгосрочного фрахтования основного и вспомогательного флота, увеличить квоты на строительство дноуглубительного флота на отечественных предприятиях для частного бизнеса.
Для решения кадровой проблемы, по мнению Александра Бенгерта, необходимо реализовать взаимодействие науки и бизнеса.
Говоря о проблемах отрасли, глава дноуглубительного предприятия выделил низкое качество выполнения инженерных изысканий, формальный подход к подбору состава основного и вспомогательного флота, а также ценообразование, оторванное от рыночных реалий. Для их преодоления, по мнению эксперта, необходимо внести изменения в действующие нормативно-правовые акты в части категорирования грунтов по трудности их разработки и выгрузки, приоритезировать и синхронизировать проекты по дноуглублению, внедрять EPC-контракты (по которым подрядчик выполняет инжиниринг, обеспечивает поставку материалов и оборудования и осуществляет необходимые работы).
Отметим, ФГУП «Росморпорт» в 2025 году планирует выполнить ремчерпание (для поддержания проектных глубин — прим. Ред.) в объеме 13,1 млн куб. м. В соответствии с приведенными данными, в том числе 7,3 млн куб. м планируется извлечь на Волго-Каспийском канале (ВКМСК).
Кроме того, 4,6 млн куб. м грунта планируется извлечь в рамках инвестпроектов на терминалах Балтийского и Южного морских бассейнов («ЕТУ», «Новотранс Актив», «Ультрамар», «НКТ», «НСРЗ», «ТМТП», «НЛЭ»).
Со своей стороны, ФГУП «Гидрографическое предприятие» предварительно оценивает перспективный объем ремонтного (для поддержания проектных глубин — прим. Ред.) дноуглубления на Северном морском пути (СМП) до 2030 года в 34,4 млн куб. м. В том числе в 2025‒2030 годах предполагается провести дноуглубление в порту Сабетта в объеме 4,8 млн куб. м, на терминале «Утренний» — в 5,4 млн куб. м, на морском канале порта Сабетта — в 19 млн куб. м, на угольном терминале для Сырадасайского месторождения и на нефтяном терминале «Порт бухта Север» — в 1,6 млн куб. м суммарно, на морском терминале на мысе Наглейнын в порту Певек — в 1,2 млн куб. м, в морскому порту Тикси — в 400 тыс. куб. м, в Тамбее — в 2,1 млн куб. м. Объем дноуглубления по этим проектам в 2025 году оценивается в 2,5 млн куб. м, далее планируется, что он будет расти.
Напомним, для развития опорной сети морских портов планируется реализация 30 мероприятий в 16 морских портах, что позволит увеличить их мощность до почти 232 млн тонн (в год) с 2025 по 2030 год.