Проблемы при проведении дноуглубительных работ также связаны с требованиями природоохранного законодательства

Требования природоохранного законодательства и существующие механизмы ценообразования в сфере дноуглубления нуждаются в корректировке. Такое мнение в ходе организованного ИАА «ПортНьюс» VIII конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» высказала заместитель начальника управления по производству управления капитального строительства и ремонта ФГУП «Росморпорт» Елена Хохлова.
По ее словам, во всех странах разработка проекта дноуглубительных работ требуется только для строительства новых гидротехнических сооружений (ГТС), а ремонтное дноуглубление приравнивается к текущим ремонтным работам. Росморпорт при поддержке Минтранса России и Росморречфлота неоднократно вносил предложения по исключению из законодательных актов необходимости проведения государственной экологической экспертизы для проектов ремчерпания. Данный вопрос рассматривался на совместных совещаниях самого разного уровня, но до сих пор данное предложение не нашло поддержку Росприроднадзора и Минприроды России.
Кроме того, производственные мощности предприятий, осуществляющих искусственное воспроизводство, ориентированы на восстановление ценных видов рыб, тогда как производственная деятельность в морских портах влияет только на состояние запасов малоценных видов рыб. ФГУП «Росморпорт» неоднократно (с 2014 года) официально обращалось в Росрыболовство о необходимости включения в методику расчета вреда водным биоресурсам механизма перерасчета выпуска молоди, учитывающего стоимость теряемой и воспроизводимой рыбопродукции. Появление такого механизма стимулировало бы субъекты хозяйственной деятельности компенсировать нанесенный ущерб ценным видам рыб.
В сфере ценообразования, по мнению Росморпорта, для определения начальной цены договора на дноуглубительные работы целесообразно использовать метод сопоставимых рыночных цен. При этом стоимость работ, определяемая на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр, не соответствует рыночным реалиям, что приводит к проблемам при проведении конкурентных процедур.
Отметим, ФГУП «Росморпорт» в 2025 году планирует выполнить ремчерпание (для поддержания проектных глубин — прим. Ред.) в объеме 13,1 млн куб. м. В соответствии с приведенными данными, в том числе 7,3 млн куб. м планируется извлечь на Волго-Каспийском канале (ВКМСК).
Кроме того, 4,6 млн куб. м грунта планируется извлечь в рамках инвестпроектов на терминалах Балтийского и Южного морских бассейнов («ЕТУ», «Новотранс Актив», «Ультрамар», «НКТ», «НСРЗ», «ТМТП», «НЛЭ»).
Напомним, ФГУП «Росморпорт» отвечает за содержание объектов федеральной собственности в морских портах России, таких как причалы, подходные каналы, СУДС (за исключением морской портовой инфраструктуры вдоль трассы Севморпути, за которую отвечает ФГУП «Гидрографическое предприятие» госкорпорации «Росатом») и является заказчиком необходимых для ее создания и поддержания дноуглубительных работ.
Напомним, для развития опорной сети морских портов планируется реализация 30 мероприятий в 16 морских портах, что позволит увеличить их мощность до почти 232 млн тонн (в год) с 2025 по 2030 год.