Это составляет около 10% от товарооборота России со странами региона за 2023 год

Нереализованный экспортный потенциал России в торговле со странами Каспия оценивается в $3,5 млрд, что составляет около 10% от товарооборота России со странами региона за 2023 год. Об этом в ходе Третьего Каспийского экономического форума в Тегеране заявил заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач, сообщает пресс-служба Минэкономразвития.
Взаимная торговля России со странами Каспия в январе–октябре 2024 года в рублевом эквиваленте выросла на 7,7%, по сравнению с 2023 годом. При этом российский экспорт вырос на 13,1%.
Замминистра отметил, что помимо естественного преимущества в виде морских перевозок по Каспию, Россия совместно с прикаспийскими странами активно занимается формированием дополнительных преимуществ для развития взаимной конкурентоспособности торговли и роста экономик. Это происходит через развитие двустороннего сотрудничества, интеграцию и совершенствование условий торговли в СНГ и Евразийском экономическом союзе, развитие транзитных возможностей и транспортировки товаров на мировой рынок.
Дмитрий Вольвач отметил, что в области транспорта прикаспийские страны уделяют большое внимание развитию евразийских транспортных коридоров и маршрутов. Кроме того, отмечено строительство морских портовых мощностей на российском побережье Каспия, развитие портовой ОЭЗ в Лиманском районе Астраханской области, развитие инфраструктуры астраханских морских портов, а также дноуглубление Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК).
В ходе обсуждения транспортных вопросов участники сессии высказались в поддержку создания новых технологий строительства морской инфраструктуры, что будет способствовать дополнительным поступлениям в бюджет государств, цифровизации транспортной инфраструктуры, расширению пропускной способности портов и большему инвестированию в порты Каспийского моря.
Говоря о таможенном сотрудничестве, Дмитрий Вольвач, подчеркнул, что двум странам ЕАЭС — России и Казахстану — необходимо развивать диалог с государствами Прикаспийского региона, не являющимися членами ЕАЭС, — это Иран, Азербайджан и Туркменистан.
«На первых этапах следует активизировать обмен практиками между таможенными органами прикаспийских стран, чтобы упростить цифровое взаимодействие. И только после этого нашим странам удастся увеличить товаропоток, проходящий через принципиально важный для прикаспийских государств международный транспортный коридор «Север — Юг», — сказал замминистра.