Взносы начнут взиматься с 2028 года в случае одобрения ИМО
Международная палата судоходства (ICS) присоединилась к правительствам 47 стран и представила совместный текст для принятия механизма ценообразования на выбросы парниковых газов (ПГ) с судов на заключительном этапе обсуждений в Международной морской организации (IMO, ИМО). Заявление опубликовано на сайте палаты.
Механизм разработан для достижения цели нулевого уровня выбросов ПГ от международного судоходства к 2050 году. Совместный текст поддержали Греция, Япония, Южная Корея и Великобритания, крупнейшие в мире государства флага, включая Багамские Острова, Либерию, Маршалловы Острова и Панаму, все государства ЕС, африканские страны, малые островные государства Карибского бассейна и Тихого океана.
В документе содержится сводный нормативный текст для поправок к Конвенции МАРПОЛ, в соответствии с которыми судоходные компании, эксплуатирующие суда в международных рейсах, будут обязаны перечислять в расчете на тонну CO2 взносы в новый Фонд реализации стратегии ИМО по парниковым газам. Основной целью этого обязательного сбора станет сокращение разрыва в стоимости между топливом с нулевым или почти нулевым выбросом ПГ (например, «зеленый» метанол, аммиак и водород) и обычным судовым топливом. Полученный доход будет использоваться для финансового стимулирования производства и внедрения экологичного топлива и для ежегодного перенаправления миллиардов долларов США в качестве поддержки усилий развивающихся стран по сокращению выбросов ПГ в морском судоходстве.
Это предложение будет рассмотрено на 18-м совещании межсессионной рабочей группы по сокращению ПГ 17‒21 февраля 2025 года. Если поправки к МАРПОЛ будут одобрены ИМО в апреле 2025 года, они вступят в силу по всему миру в начале 2027 года, а ежегодные взносы по выбросам ПГ с судов начнут взиматься в 2028 году.
В своем комментарии генеральный секретарь ICS Гай Платтен отметил, что совместный текст, предложенный широкой коалицией, является прагматичным решением и наиболее эффективным способом стимулирования быстрого энергетического перехода в судоходстве.
О том, с какими разногласиями столкнулась Международная морская организация в достижении своей цели полной декарбонизации судоходства, читайте в материале «Углеродные страсти: кто победит в ИМО?».