Ледокол может пробивать дорогу во льдах толщиной до 3 метров
На Балтийском заводе ОСК состоялась торжественная церемония поднятия государственного флага на универсальном атомном ледоколе «Якутия», построенном по заказу ФГУП «Атомфлот». Закладка ледокола «Якутия» состоялась 26 мая 2020 года, спуск на воду — 22 ноября 2022 года. В церемонии спуска принял участие президент России Владимир Путин.
Судно стало четвертым по счету и третьим серийным, построенным на заводе по проекту 22220. От своих предшественников «Якутия» отличается тем, что на ней проведены масштабные мероприятия по импортозамещению. Оборудование и комплектующие ледокола в сжатые сроки заменены на отечественные. Благодаря внедренным на заводе новым элементам производственной системы значительно сократилось время строительства атомохода.
В торжественной церемонии поднятия флага приняли участие министр промышленности и торговли России Антон Алиханов (по ВКС), генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, полномочный представитель президента России в СЗФО Александр Гуцан, первый заместитель генерального директора АО «Объединенная судостроительная корпорация» Андрей Бузинов, генеральный директор Балтийского завода Александр Коновалов, исполняющий обязанности генерального директора ФГУП «Атомфлот» Яков Антонов, капитан ледокола «Якутия» Дмитрий Никитин, команда ледокола «Якутия», сдаточная команда Балтийского завода и делегация Якутии во главе с постоянным представителем Якутии при президенте России Андреем Федотовым.
Александр Гуцан зачитал приветствие президента РФ Владимира Путина. В нем, в частности, сказано: «Успешная реализация этого грандиозного проекта — результат творческого труда ученых, самоотверженной работы корабелов Балтийского завода и специалистов многих других российских компаний. Хочу сердечно поблагодарить всех, кто принимал участие в создании этого современного судна, оснащал его передовыми технологиями, использовал новейшие материалы и инженерные решения. Убежден, что ледокол «Якутия» укрепит потенциал отечественного атомного флота, поможет решению важных многоплановых задач, стоящих сегодня перед экономикой страны, упрочению позиций России как морской державы».
Первый заместитель генерального директора ОСК Андрей Бузинов:
— Позади — четыре с половиной года интенсивной работы большой команды судостроителей, инженеров и ученых. Работа велась в сложных условиях, вызванных пандемией и внешним давлением. Санкционные ограничения, с которыми мы столкнулись, не помешали нам обеспечить качественное и своевременное строительство заказа.
Корпус судна изготовлен из прочной, устойчивой к коррозии стали и защищен от образования наледи и налипания льда. Ледокол может пробивать дорогу во льдах толщиной до 3 метров. Ядерная энергетическая установка «Якутии» состоит из двух водо-водяных ядерных реакторов «РИТМ-200», разработанных в России. Тепловая мощность каждого ректора составляет 175 МВт, срок службы — 40 лет.
Генеральный директор Балтийского завода Александр Коновалов:
— Хочу поблагодарить всех, кто вместе с нами строил, проводил пуско-наладочные работы и испытывал ледокол «Якутия». Это был тяжелый и кропотливый труд, который сделал нас профессионально сильнее. Мы продолжаем строительство серии. Балтийский завод со своим детищем не прощается, мы будем помогать Атомфлоту его эксплуатировать, обеспечивать запчастями, производить обслуживание. Также благодарю за оказанное доверие Росатом и ОСК. Балтийцы свою работу выполнят, мы достроим серию в назначенные сроки. Коллектив завода готов взяться за реализацию новых амбициозных проектов, в том числе за строительство более мощных надводных судов с ядерной энергетической установкой.
Ледоколы проекта 22220 — самые большие и мощные в мире. Их главная задача — обеспечение круглогодичной навигации в западном районе Арктики. В настоящее время успешно эксплуатируются три ледокола, построенные на Балтийском заводе: «Арктика», «Сибирь» и «Урал».
Основные характеристики УАЛ «Якутия»: мощность — 60 МВт (на валах), скорость хода — 22 узла (по чистой воде), длина габаритная — 173,3 м, ширина — 34 м, высота — 52 м, осадка — 10,5 м/9,03 м, дедопроходимость — до 3 м, полное водоизмещение — 33 540 тонн, назначенный срок службы — 40 лет.