Экплуатирующее предприятие должно было получить всю серию до июня 2024 года
Арбитражный суд Севастополя удовлетворил иск ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» к АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) о взыскании неустойки по договору лизинга пяти гибридных пассажирских судов проекта PV20S. Исковые требования за срыв сроков поставки судов удовлетворены в полном размере — на сумму более 415,3 млн рублей, следует из решения суда, опубликованного на портале «Электронное правосудие».
Стороны в октябре 2019 года заключили договор лизинга на пять пассажирских судов проекта PV20S, цена контракта составила 2,3 млрд рублей. Изначально было оговорено, что первые три судна будут переданы в июне, сентябре и декабре 2021 года, два оставшихся — в марте и июне 2022 года. Затем допсоглашением сроки были сдвинуты на два года, то есть последнее из судов «Севэлектроавтотранс» должен был получить не позднее июня 2024 года. При этом, как передавало ИАА «ПортНьюс» ранее, постройка судов все еще ведется, к текущему дню спущены на воду четыре из них.
В связи с нарушением срока передачи судов «Севэлектроавтотранс им А.С. Круподерова» сначала обратился в ГТЛК с требованием об уплате неустойки, которое было оставлено без исполнения, а затем — в суд.
В арбитраже ГТЛК указала, что причиной задержки передачи судов стало нарушение обязательств со стороны поставщика судов — АО «ЦКБ «Нептун». Договор с ним был расторгнут, а поводом названа «невозможность оснащения судна необходимым оборудованием, поставка которого невозможна ввиду санкционных ограничений».
Суд при этом отметил, что ГТЛК, выбирая поставщика и заключая с ним договор поставки, «осознанно шла на предпринимательские риски, зная, что у поставщика отсутствует оборудование, подлежащее установлению на судне».
«Введение экономических санкций само по себе не свидетельствует о том, что именно данное обстоятельство явилось следствием увеличения сроков поставки оборудования, а также не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности поставить оборудование в срок», — сказано в резолютивной части решения арбитража.
Помимо неустойки, суд взыскал с ГТЛК расходы по уплате госпошлины на сумму 200 тыс. рублей. Решение вступит в силу через один месяц, если не будет подана апелляционная жалоба.
Отметим, в картотеке арбитражных дел имеется серия исков ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» к ГТЛК. Сама лизинговая компания в ноябре 2023 года добилась в арбитражном суде Москвы взыскания 78,2 млн рублей с АО «Центральное конструкторское бюро «Нептун» по спору, связанному с этой же серией судов. ЦКБ «Нептун» в свою очередь ведет судебную тяжбу с ЗАО «Нефтефлот» (Самара), выступающим одной из площадок строительства гибридных судов. Бюро требует, чтобы предприятие закрыло договор поставки 2023 годом.
Также напомним, что самарский «Нефтефлот» в ноябре‒декабре 2024 года спустил на воду три строящихся пассажирских судна проекта PV20S. Новоладожская верфь «РОСТР» (Ленинградская область), которая ведет постройку оставшейся пары, сообщала о спуске одного судна осенью 2023 года.
Справочно
Суда проекта PV20S предназначены для регулярных пассажирских перевозок на внутригородских и прибрежных линиях. Их предполагается эксплуатировать в акватории Черноморского побережья России. Проектная документация разработана «Морским инженерным бюро — дизайн СПб». Основные характеристики: наибольшая длина — 29,5 м; расчетная длина — 27,5 м; ширина — 7,2 м; высота борта — 2,7 м; осадка по ЛГВЛ — 1,5 м; дедвейт — 34 тонны; мощность ГД — 2х127 кВт; пассажировместимость — 200 человек. Символ класса: KM⍟ R3 AUT3-C EPP passenger ship.