С судами рыболовного флота за три с половиной года произошло 214 аварий
Аварийно-спасательные отряды Росрыболовства не в полной мере обеспечивают безопасность морского промысла. К такому выводу пришла Счетная палата РФ, которая проверила деятельность Северного и Дальневосточного отрядов и выявила системные проблемы, не позволяющие им полноценно исполнять возложенные на них полномочия. Результаты аудита опубликованы на сайте палаты.
Северный и Дальневосточный экспедиционные отряды аварийно-спасательных работ созданы в 2013 году, их основная задача — обеспечение безопасности рыболовных судов в районах промысла. При этом проверка показала, что деятельность отрядов не обеспечена полноценной нормативно-правовой базой. Основные отраслевые документы, регламентирующие работу и устанавливающие требования к судовладельцам, были отменены в 2020 году в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности («регуляторной гильотины»), а актуализированные нормативные правовые акты так и не приняты.
Кроме того, аварийно-спасательные отряды до сих пор не аттестованы в соответствии с требованиями законодательства, но привлекаются к аварийно-спасательным работам, в том числе за плату, без подтверждения готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации, что может привести к причинению вреда здоровью людей и ущерба имуществу.
Аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов:
— Таким образом, из-за отсутствия необходимого нормативно-правового регулирования и надлежащей аттестации аварийно-спасательных отрядов безопасность морского промысла на должном уровне не обеспечивается. Это подтверждается данными статистики аварийных случаев: с 2021 года по первое полугодие 2024 года с судами рыбопромыслового флота произошло 214 аварий, из которых 49 — со смертельными случаями.
Счетная палата также отмечает устаревшую материально-техническую базу отрядов: спасательные суда имеют неудовлетворительное состояние, большую часть времени находятся в ремонте и не могут нести дежурство в районах промысла.
Аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов:
— Из 10 имеющихся у отрядов судов только 4 фактически могли осуществлять дежурство на промысле. В результате в ряде случаев приходилось привлекать к локализации аварий с рыбопромысловыми судами и спасению людей другие министерства и ведомства.
В числе проблемных вопросов Счетная палата выделяет и отсутствие единых подходов к расчету стоимости платных услуг, оказываемых аварийно-спасательными отрядами. В результате отсутствие единообразия приводит к недополучению соответствующих доходов и возмещению затрат, связанных с приносящей доход деятельностью, за счет субсидий на госзадание.
Проверка также выявила ряд финансовых нарушений и недостатков, допущенных при использовании федеральных ресурсов, в том числе при начислении заработной платы, приемке и оплате работ по капитальному ремонту, ведении бухгалтерского учета.
«Общая сумма нарушений, установленных в ходе проверки, составила 141,1 млн рублей. Результативность использования средств федерального бюджета и федерального имущества, закрепленного за аварийно-спасательными отрядами на праве оперативного управления, оценивается Счетной палатой как недостаточная», — подытожил аудитор Сергей Мамедов.