Суд счел, что ФГУП понуждает восстановить глубины у причала, которые были при его возведении в 1912 году
Арбитражный суд Сахалинской области отказал ФГУП «Росморпорт» в иске к ООО «Порт» об обязании провести дноуглубление у арендованного компанией причала в порту Корсаков. Предприятие также требовало взыскать с ответчика судебную неустойку на случай неисполнения судебного акта и расходы по оплате госпошлины в размере 6 тыс. рублей, следует из текста решения суда, опубликованного на портале «Электронное правосудие».
Причал А-Б, содержание которого и стало предметом судебной тяжбы, построен в 1912 году с расчетной глубиной 5,86 м. Сооружение предназначено для стоянки и обслуживания рыболовных судов, и в последний раз его реконструкция проводилась в 1996–1997 годах.
Росморпорт и сахалинское ООО «Порт» в октябре 2016 года заключили договор аренды на этот причал сроком на 49 лет. Пунктами контракта арендатор был обязан за свой счет производить текущий и капитальный ремонты объектов; поддерживать глубину в полосе шириной от 20 м до 50 м; проводить регулярное водолазное обследование акватории и ее уборку от затонувших объектов. В 2023 году Росморпорт провел промеры глубин у гидротехнического сооружения и обнаружил, что фактическая глубина составляет 2,8 м. Это стало поводом отправить арендатору претензию с требованием за 10 дней привести глубины у причала к нужным значениям. После того как ООО «Порт» не исполнило эти требования, ФГУП обратилось в суд.
Арбитраж в качестве третьего лица привлек экспертов ООО «МИДО» и согласился с ними, что дноуглубительные работы в том объеме, на котором настаивает Росморпорт, относятся к капитальному ремонту. Капремонт в свою очередь требует разработки проекта работ, проведения государственной экологической экспертизы, привлечения специализированной организации для их выполнения. В качестве доказательства ООО «МИДО» представило в суде письмо ФГУП «Росморпорт», датированное ноябрем 2023 года, из которого следовало, что предприятие осознавало масштаб и характер работ. По его оценке, стоимость дноуглубления в морском порту Корсаков в объеме 1,4 тыс. куб. м составляет 43,7 млн рублей; более того, еще в 2017‒2018 годах была разработана соответствующая проектная документация и получено заключение государственной экологической экспертизы.
В своих требованиях истец настаивал, что ООО «Порт» должно привести глубины к расчетной глубине 5,86 м, которая указана в паспорте ГТС от декабря 2007 года. Однако, как выяснил суд, в том же паспорте указано, что износ дна на тот момент уже составлял 18%, «то есть уже в 2007 году глубины не соответствовали расчетной глубине, промеры глубин на момент сдачи объекта недвижимости в аренду (по состоянию на 2016 год) истцом не производились». За следующие 15 лет, то есть к 2022 году, износ дна достиг 30%. Как заявил в судебном заседании руководитель «МИДО», теперь, чтобы привести показатели глубин к расчетной глубине, необходимо убрать со дна в полосе шириной от 20 м до 50 м слой морского грунта около 1 м.
«Указанный паспорт не содержал информацию о работоспособности гидротехнического сооружения, поскольку его освидетельствование не производилось. По данному документу можно судить только о первоначальных характеристиках сооружения на момент строительства и об износе на момент составления паспорта ГТС 2007 года… Требования истца фактически направлены на понуждение ответчика восстановить расчетные глубины в состояние, в котором глубины находились при возведении объекта в 1912 году», — решил в итоге суд и отказал Росморпорту в иске.
Поскольку суд не удовлетворил требования неимущественного характера, то у него отсутствовали и основания для удовлетворения требования о взыскании судебной неустойки.