Отечественный дноуглубительный флот необходим для развития инфраструктуры СМП
С уходом западноевропейских компаний с российского дноуглубительного рынка в 2022 году начался старт импортозамещающих производств в судостроительной отрасли. В частности, в Центральном морском конструкторском бюро ОСК «Алмаз» (ЦМКБ «Алмаз») разработали целый ряд проектов отечественного дноуглубительного флота. Так, спрос на постройку российских грунтоотвозных шаланд возрос в 2024 году, сообщает пресс-служба Объединенной судостроительной корпорации.
Такие данные озвучил начальник сектора отдела общесудовых специальных устройств, приводов и систем гидравлики ЦМКБ «Алмаз» Александр Зеков на форуме «Арктические проекты — сегодня и завтра» в Архангельске. Он представил дноуглубительные проекты в части строительства инфраструктуры и технологических решений для Арктики.
В ОСК отмечают, что на сегодняшний день Северный морской путь (СМП) является главной логистической артерией Арктики. Подходные пути к расположенным вдоль Севморпути портам и терминалам требуют проведения регулярных дноуглубительных работ. С учетом планов развития арктической трассы потребность в ремонтном дноуглублении будет нарастать с каждым годом, считают в корпорации.
Например, для предприятий с невысоким техническим оснащением и для судоремонтных предприятий будет актуальна грунтоотвозная шаланда типа Split с размещением ходовой рубки, энергомодуля и винторулевых колонок в стандартных морских контейнерах. Проект создавался под конкретных заказчиков, просивших недорогое в строительстве и эксплуатации плавсредство с максимальным импортозамещением. Шаланду можно разместить в непосредственной близости от места дноуглубления. Это позволит при закрытии навигации оперативно демонтировать из стандартных транспортных контейнеров особо ценное оборудование и отправить его на техобслуживание и ремонт, а затем на хранение до начала следующей навигации, что сократит время, накладные расходы и затраты на транспортировку. Кроме того, энергомодуль грунтоотвозной шаланды можно использовать как отдельный аварийный источник питания.
Еще один дноуглубительный проект «Алмаза» — самоотвозный трюмный земснаряд. Задача этого судна — поддерживать в работоспособном состоянии существующие судоходные пути. Особенность строительства земснаряда в том, что благодаря принципу распределенной верфи изготовление его корпуса можно вести поблочно одновременно на разных заводах, что дает увеличение скорости и удешевление его производства.
Справочно
АО «ЦМКБ «Алмаз» — ведущий российский проектант скоростных катеров, боевых надводных кораблей малого и среднего водоизмещения, десантных кораблей на воздушной подушке, кораблей противоминной обороны, кораблей и судов специального назначения, в том числе плавучих доков.