1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Росморпорт не смог оспорить вывод ФАС о монопольно высоких ценах на лоцманскую проводку в порту Магадан

29 ноября 2024   11:39

Росморпорт не смог оспорить вывод ФАС о монопольно высоких ценах на лоцманскую проводку в порту Магадан

По данным ФАС, в январе‒сентябре 2023 года ставки выросли на 74‒83%

ФГУП «Росморпорт» не смогло оспорить в арбитраже решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), которая сочла монопольно высокими цены на услуги предприятия по лоцманской проводке каботажных судов в морском порту Магадан. Решение арбитражного суда Магаданской области по заявлению Росморпорта, просившего отменить вывод ФАС, опубликовано на портале «Электронное правосудие».

Из материалов дела следует, что в 2008‒2017 годах ставки лоцманского сбора рассчитывались и утверждались для Росморпорта регулирующим органом. В эти годы в порту Магадан предприятие, по его подсчету, ежегодно несло убытки в размере от 1,6 млн до 3,6 млн рублей, так как тарифы были установлены «на заведомо убыточном уровне, а их индексация осуществлялась на величину значительно меньшую, чем уровень инфляции». Накопленный убыток Росморпорта за эти десять лет достиг 24,7 млн рублей, «что создало объективные предпосылки для восстановления выпадающих доходов в последующих периодах после отмены регулирования цен».

После отмены ценового регулирования предприятие стало самостоятельно определять уровень индексации ставок. «При этом рентабельность рассматриваемых услуг в 2018‒2019 годах оставалась в отрицательной зоне и в 2020‒2021 и 2023 годах не превысила 15%. И только в 2022 году составила 67,15% (по судам каботажного плавания)», — настаивал Росморпорт в суде.

Управление ФАС по Магаданской области в свою очередь указало в суде на несостоятельность довода Росморпорта о нерентабельности услуги и отметило, что имело претензии к размеру ставок только за период 2022 год — 9 месяцев 2023 года. Так, рентабельность этой услуги Росморпорта в порту Магадан в 2022 году превысила среднеотраслевую более чем в 3,3 раза, а за девять месяцев 2023 года — более чем в 2,1 раза. По данным УФАС, за январь‒сентябрь 2023 года по отношению к 2020 году в морском порту Магадан ставки на эту услугу за операцию выросли на 74,3%, за милю — на 83,33%, что также значительно опередило средний темп роста тарифов в других морских портах за этот период. А поскольку ФГУП «Росморпорт» занимало доминирующее положение с долей более 50% на рынке, то результатом такой индексации могло стать ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Суд в итоге подтвердил, что рентабельность указанной услуги Росморпорта в Магадане в 2022 году превысила аналогичный показатель за 2021 год более чем в 7,5 раза, а за январь‒сентябрь 2023 года — более чем в 5,5 раза к 2021 году и в 12 раз к 2020 году.

«Антимонопольным органом правомерно установлено, что в связи с тем, что морской порт Магадан является портом с обязательной лоцманской проводкой, ФГУП «Росморпорт», являясь субъектом естественных монополий, путем злоупотребления доминирующим положением необоснованно устанавливает и применяет монопольно высокие ставки лоцманского сбора, что влечет за собой извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за счет хозяйствующих субъектов — получателей услуг (судовладельцев) и, как результат, ущемление их интересов в сфере предпринимательской деятельности», — решил в итоге суд.

Новости от 15 января 2025 г.

14 января 2025