Евростат обнародовал обновленные статистические данные
Совокупная перевалка морских грузов в портах ЕС в 2023 году снизилась на 3,9% по сравнению с предыдущим годом и составила 3,4 млрд тонн. Об этом свидетельствуют обновленные в ноябре 2024 года статистические данные Eurostat. В них учитывалась грузоперевалка и движение судов в портах ЕС и странах ЕACT: Исландии и Норвегии, а также в Черногории и Турции.
Снижение показателя объясняется в основном ограничениями на грузовые перевозки между ЕС и Россией. Несмотря на некоторое восстановление после существенного спада в 2020 году (на фоне пандемии) и последующих ограничений, введенных в ЕС и во всем мире, уровни 2022 года были немного ниже, чем в 2018 году. До спада в 2020 году активность грузоперевозок в портах ЕС имела положительную тенденцию, продолжавшуюся с 2014 года. После роста в январе-сентябре 2022 года по сравнению с предыдущим годом спад произошел с четвертого квартала 2022 года по последний квартал 2023 года.
В 2023 году Нидерланды оставались лидером по перевалке морских грузов в Европе, в то время как Роттердам, Антверпен-Брюгге, Гамбург и Амстердам сохранили свои позиции в качестве четырех крупнейших европейских хабов по объему грузоперевозок.
Соотношение объема морских грузов на душу населения варьировалось в странах ЕС в 2023 году от 30,5 тонны в Нидерландах до 3,2 тонны в Германии, а средний показатель составил 7,5 тонны. При этом Норвегия, страна Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), зафиксировала в 2023 году 39,2 тонны — самое высокое соотношение среди стран, предоставляющих данные по морским перевозкам в Евростат.
Наибольшее количество обработанных в Европе морских грузов в 2023 году было зафиксировано в Нидерландах: в портах страны было перевалено 545 млн тонн, что составило 16,1% от общего объема ЕС за год. За Нидерландами следуют Италия и Испания с 14,8% и 14%, соответственно.
Турция (страна — кандидат в члены ЕС) в 2023 году обработала 514 млн тонн грузов, что ставит ее между Нидерландами и Италией по общему тоннажу.
По сравнению с 2022 годом в прошлом году 5 из 22 прибрежных стран ЕС зарегистрировали рост перевалки в портах: наибольший зарегистрирован на Мальте (+47,5%), а также в Румынии (+14,9%) и Польше (+14,7%). Наибольший спад отмечен в Эстонии (-31%) и Латвии (-21,5%).
В целом только 8 стран ЕС с 2013 по 2023 год зарегистрировали снижение активности портовых грузоперевозок. Самый резкий относительный спад наблюдался в Эстонии (-46,4%), Латвии (-46,2%), Франции (-10,3%) и Германии (-9,9%). Напротив, Мальта показала самый большой относительный прирост (+132,5%). За ней следуют Польша (+112,2%) и Румыния (+58,9%). В Турции рост составил 35,6%.
Импортные грузопотоки в страны ЕС в 2023 году сократились на 4,3% — до 2,1 млрд тонн, экспортные — на 3,2%, до 1,3 млрд тонн. Доля импорта составила 61,7% от общего объема грузов, обработанных в портах ЕС. Обработка наливных грузов (нефти и нефтепродуктов) составила существенную долю тоннажа ввозимых грузов.
Отмечено, что в портах большинства стран ЕС с судов выгружается больше морских грузов, чем загружается на суда. Наибольшая доля выгруженных товаров в 2023 году была отмечена на Мальте, при этом 85,2% от общего объема морских грузов относятся к ввозимым в ее порты грузам. Напротив, Болгария, Румыния, Эстония, Латвия, страны ЕАСТ Норвегия и Исландия зарегистрировали больший объем обработки вывозимых грузов, чем ввозимых.