Часть проектов не укладывается в нормативный срок
Для договоров на строительство судов рыбопромыслового флот по первому этапу инвестквот, заключенных в 2018 году, срок исполнения закончится в 2026 году. При этом часть проектов находится под риском не уложиться в нормативный срок по причинам, не зависящим от заказчиков. В связи с этим предельный восьмилетний срок постройки необходимо продлить. С таким предложением обратился президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев на совещании в Совете Федерации 21 ноября 2024 года, сообщает пресс-служба объединения.
Каждый случай такого продления предлагается рассматривать отдельно на межведомственной комиссии по инвестиционным договорам и с получением заключения Минпромторга о степени готовности судна, находящегося в постройке.
Алексей Осинцев также подчеркнул, что существующие нормативные акты по исполнению механизма инвестквот позволили урегулировать расторжение договоров в результате отказа отдельных заказчиков от постройки судна, а также при неисполнении заказчиком графика инвестиций и, как следствие, графика постройки. Однако не урегулирована ситуация, когда заказчик исполняет график инвестиций, но верфью нарушены сроки постройки. В таких случаях инвестор сталкивается с проблемой безусловного раскрытия банковской гарантии и необходимостью выплаты средств, указанных в ней. Глава АСРФ обратился с просьбой включить в решение совещания рекомендацию заинтересованным ведомствам разработать механизмы, которые обеспечат для таких случаев возможность расторжения инвестиционных договоров без раскрытия банковской гарантии. Такое решение, по мнению АСРФ, должно приниматься на основании заключения межведомственной комиссии в отношении выполнения инвестором графика инвестиций.
Как сообщил на заседании первый заместитель председателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, на 1 сентября 2024 года было сформировано 210 объектов инвестиций, из которых по 38 объектам была работа завершена, и они введены в эксплуатацию, работа по 117 объектам ведется в плановом порядке, по 55 — «имелись серьезные проблемы, приведшие к расторжению договоров на различных этапах их реализации». Таким образом, сейчас остается большой объем, 26%, «проблемных» объектов инвестиций, уточняет пресс-служба верхней палаты российского парламента.
«Если они не могут быть реализованы, надо готовить конкретные предложения по исключению их из программы или активно работать с тем, чтобы договора были перезаключены, — сказал сенатор. — Основной причиной, влияющей на невозможность завершения строительства судов в установленные сроки является дефицит финансирования из‑за высокой волатильности курса рубля и необходимость поиска альтернативного судового оборудования».
Как передавало ИАА «ПортНьюс» ранее, летом 2024 года председатель комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Сергей Митин рассказывал, что ряд проблем, с которыми столкнулись российские верфи на первом этапе инвестквот, привел к систематическому переносу сдачи судов. Сроки сдачи были перенесены по 57 рыболовным судам из 64 запланированных.
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, выступая на ВЭФ-2024, заявлял, что в рамках первого этапа программы «квоты под киль» из 106 рыбопромысловых судов построено 28, что составляет 25% от заявленного количества. Он отмечал, что смещение сроков происходит из-за более низких темпов работы в сопутствующих отраслях. Говоря о реализации второго этапа, он также признал наличие проблем со строительством краболовов, пояснив, что 20 судов из 46 планируемых выйдут за срок строительства в 5 лет.
Справочно
С 2016 года в рыбопромышленной отрасли стартовал переход с исторического на аукционный принцип распределения квот. В рамках реформы участники рынка обязаны строить новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов биоресурсов. В конце декабря 2022 года подписан закон о втором этапе инвестиционных квот и крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами. Как ранее заявлял глава Росрыболовства Илья Шестаков, окончание строительства всех 106 судов по первому этапу инвестквот ожидается до 2027 года.