Профильный комитет Госдумы предлагает рассмотреть возможность компенсаций из госбюджета
Высокие ключевые ставки Центробанка (ЦБ) привели к невозможности судоходных компаний своевременно вносить лизинговые платежи по новым судам, построенным в России в последние годы. Этот вопрос был поднят на заседании Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры по вопросу «О мерах по развитию внутреннего водного транспорта» председателем комитета Евгением Москвичевым, передали ИАА «ПортНьюс» несколько участников заседания.
Российские судовладельцы, опрошенные ИАА «ПортНьюс», подтвердили, что непомерно высокие лизинговые платежи многие оплачивать не могут. Это ведет к изъятию судов лизинговыми компаниями и банкротству судовладельцев. Более того, как пояснили собеседники ИАА «ПортНьюс», согласно действующему законодательству, изъятый флот может быть только продан на рынке без применения механизмов лизинга. «При действующей ставке ЦБ на такую покупку денег не найти, и этот флот будет продать невозможно, он просто будет простаивать. То есть доля вывоза российских грузов судами под российским флагом будет еще ниже, что противоречит прямому поручению президента», — пояснил один из собеседников ИАА «ПортНьюс», участвовавший в заседании.
Депутаты комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры задавали прямые вопросы руководству Минтранса России и призывали к сотрудничеству для решения данной проблемы. «Минтрнас и Минпромторг должны быть основными в этом процессе», — подчеркнул Евгений Москвичев. Он также отметил, что глава Минпромторга Антон Алиханов сообщил депутатам о готовности к сотрудничеству по этому вопросу. «Потому что 635 судов — это серьезное количество, и нам надо понимать, как при таком заказе наши предприятия будут рассчитываться. Чтобы построенный флот не стоял, как у нас сегодня квартиры стоят», — добавил глава комитета.
Он предложил обратить внимание на опыт отдельных стран, где разницу в кредитах оплачивает государство, и в срок до 8 декабря 2024 года «собраться узким составом для детальной проработки этого вопроса».
В свою очередь участвующий в заседании министр транспорта России Роман Старовойт согласился с этим предложением. Он отметил, что компенсация процентной ставки как инструмент поддержки бизнеса уже применялась во время пандемии. «Такие инструменты есть, сейчас просто ставка ЦБ очень большая и потребует больших очень сумм из бюджета», — добавил он.
Евгений Москвичев также напомнил, что Центробанк в 2025 году готов рассмотреть возможность снижения ставок. В любом случае, подчеркнул депутат, «мы должны понимать, что у нас самым богатым должен быть перевозчик, который заказывает судно или иное транспортное средство, а не посредник».