Национальный оператор научно-исследовательского флота не смог взыскать с предприятия 167 млн рублей неустойки
Арбитражный суд Приморского края отказал ФГБУ научного обслуживания «Национальный оператор научно-исследовательского флота» (ФГБУ НО «НОНИФ») в удовлетворении иска к ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК «Звезда», г. Большой Камень, Приморский край). Учреждение требовало взыскать с предприятия неустойку в 167,2 млн рублей в связи просрочкой строительства двух научно-исследовательских судов (НИС) проекта 123 по государственному контракту, следует из материалов дела на портале «Электронное правосудие».
ССК «Звезда» в 2020 году был определен единственным исполнителем работ по строительству двух современных многофункциональных НИС неограниченного района плавания и мощностью 7840 кВт каждое. Срок ввода в эксплуатацию был назначен на 2025 год. Государственным заказчиком выступило министерство науки и высшего образования РФ, застройщиком (заказчиком) — ФГБУ научного обслуживания Управление научно-исследовательского флота Дальневосточного отделения Российской академии наук (ФГБУ НО Управление НИФ ДВО РАН). Цена контракта составила более 27,3 млрд рублей. Датой поставки головного судна госзаказчику было определено 31 августа 2024 года, первого серийного судна — 5 декабря 2024 года.
В июле 2024 года ФГБУ НО «НОНИФ» направило в адрес ССК «Звезда» претензию, в которой указало на срыв срока спуска на воду готового судна (намеченного по госконтракту до 25 июня 2024 года) и связанный с этим расчет пени. В ответ на это судостроительное предприятие сослалось на непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства в виде антироссийских санкций и последовавших за ними действий европейских поставщиков, отказавшихся от заключения договоров. «Звезда» предложила рассмотреть возможность изменить дополнительным соглашением сроки выполнения отдельных этапов работ по госконтракту. Такой ответ не устроил ФГБУ НО «НОНИФ», после чего оно обратилось в арбитраж с иском.
Датой поставки головного судна госзаказчику было определено 31 августа 2024 года
Истец отметил, что предприятие не указало, какие именно ограничительные меры не позволили ему спустить в срок головное судно, при том что предыдущие этапы были выполнены вовремя, в том числе в период санкций. Кроме того, как отметили в учреждении, в то время, когда ССК «Звезда» не исполняет обязательства по спорному госконтракту, строительство судов на предприятии по иным параллельно действующим контрактам идет, невзирая на санкции.
«Звезда» в свою очередь настояла, что изначально разработанные и согласованные исходные технические требования (ИТТ) на ключевое научное оборудование были ориентированы на зарубежных поставщиков (Германия, Франция), которые после введения санкций отказались от заключения договоров поставки оборудования. Это повлекло корректировку исходных данных проектной документации и ИТТ, включая частичное изменение характеристик и параметров судов, оптимизацию производственных мощностей и актуализацию технологии постройки НИС. Поскольку эти обстоятельства невозможно было предвидеть при заключении госконтракта, их наступление и последствия не зависели от действий предприятий, что расценивается как обстоятельства непреодолимой силы, посчитали в ССК «Звезда».
«Анализируя представленные ответчиком в материалы дела доказательства, обосновывающие причину просрочки исполнения госконтракта, суд приходит к выводу о том, что ООО «ССК «Звезда» доказало…, что причиной данной просрочки явились обстоятельства, которые нельзя квалифицировать как вызванные его виной (умыслом или неосторожностью)… Арбитражный суд считает, что в срыве сроков выполнения работ по госконтракту по этапу «Спуск на воду головного судна», который должен быть осуществлен 26 июня 2024 года, отсутствует вина исполнителя (ответчика), что не позволяет суду признать требования истца обоснованными», — решил в итоге суд.
Как сообщало ИАА «ПортНьюс» ранее, ССК «Звезда» приступил к строительству двух МФНИС проекта 123 (заводские номера 071001 и 072001») в сентябре 2021 года. Конструкторскую документацию судов разработало ЦКБ «Лазурит». Суда строятся в рамках нацпроекта «Наука и университеты», они предназначены для океанологических исследований в любой точке Мирового океана. Ледовый класс Arc4 позволит судам самостоятельно преодолевать однолетние льды толщиной до 0,6 м в период зимне-весенней навигации и до 0,8 м в период летне-осенней навигации. Длина судов составит 122,5 м, водоизмещение — 8130 тонн. Они смогут находиться в автономном плавании 50 суток и совершать переходы дальностью 7500 миль. На судах предусмотрены вертолетные площадки.
Справочно
Судостроительный комплекс «Звезда» (создается консорциумом во главе с ПАО «НК «Роснефть» с 2009 года) — первая российская судоверфь крупнотоннажного производства, предназначена для выпуска судов ледового класса, судов водоизмещением до 350 тыс. тонн, специальных судов и других видов морской техники. Всего на верфи спущено на воду уже 12 судов, активно строятся еще более 20 судов из портфеля заказов предприятия, насчитывающего свыше 60 единиц. Общий дедвейт заказов превышает 3 млн тонн.