ОСК считает перспективным комбинированное судостроение с применением надстроек из композитов
Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (ЦМКБ «Алмаз», входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) смогло импортозаместить почти 100% композитных компонентов спроектированных судов. Об этом рассказал главный инженер конструкторского бюро Михаил Алешин на форуме-выставке новых материалов и технологий Amtexpo-2024 в «Сколково», сообщает пресс-служба ОСК.
На мероприятии корпорация представила линейку разработанных конструкторским бюро проектов судов и их компонентов, созданных с использованием полимерных композиционных материалов (ПКМ). Применение комбинированных конструкций в судостроении позволяет добиться повышения эффективности и гибкости производственных и технологических процессов за счет модульности и унификации таких конструкций. В сочетании с принципом «распределенной верфи» также достигается сокращение сроков строительства, повышение производительности и снижение стоимости итоговой продукции.
Главный инженер ЦМКБ «Алмаз» Михаил Алешин:
— Главная цель применения композитов в судостроении — это уменьшить вес судна, что приведет к увеличению его скорости и повышению КПД. Именно применение комбинированных видов материалов (сталь, алюминий, стеклопластик) дает повышение характеристик по скорости хода и увеличению полезной нагрузки судна. Замечу, что нам удалось почти на 100% импортозаместить компоненты композитов на отечественные материалы.
По его словам, применение полимерных композиционных материалов в гражданском судостроении обеспечивает высокую удельную прочность и жесткость, низкую теплопроводность (что дает возможность отказаться от изоляции и снизить тепловое поле судна), хорошую звукоизоляцию, радиопоглощение и вибродемпфирование. Антикоррозийные свойства композитов позволяют снизить стоимость техобслуживания судна.
Основные проекты ЦМКБ «Алмаз» с использованием полимерных композитов условно делятся на две категории. Первая категория — это суда, полностью создаваемые из ПКМ (катера МЧС, прогулочные суда, высокоскоростные яхты и яхты премиум-класса, рыболовные суда); вторая категория — это надстройки из полимерных композиционных материалов. Такие модульные конструкции устанавливаются на металлический корпус судна и позволяют говорить о комбинированных судах с ПКМ как об отдельном перспективном виде. Говоря о перспективах комбинированного судостроения с применением надстроек из композитов, Михаил Алешин привел в пример возможности ОСК проектировать верхние ярусы надстроек круизных лайнеров и увеличивать высоту надстроек транспортных судов.
Справочно
АО «ЦМКБ «Алмаз» — ведущий российский проектант скоростных катеров, боевых надводных кораблей малого и среднего водоизмещения, десантных кораблей на воздушной подушке, кораблей противоминной обороны, кораблей и судов специального назначения, в том числе плавучих доков.
ЦМКБ «Алмаз» начало разработки с применением полимерных композиционных материалов в 2000 году. Сейчас по этим проектам на предприятиях ОСК строятся корабли проекта 20385, самые габаритные в мире тральщики с монолитным корпусом из композиционных материалов проекта 12700, катера для МЧС России. В реализации проектов принимают участие Амурский судостроительных завод (АСЗ), Северная верфь, Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) и судостроительный завод «Вымпел».