Общая их контейнерная вместимость составила 2,5 млн TEU
Судостроительные предприятия по всему миру в январе‒сентябре 2024 года построили и передали заказчикам 410 контейнерных судов, говорится в обзоре рынка BIMCO. Общая контейнерная вместимость поставленных судов составила 2,5 млн TEU (в 2023 году — 2,3 млн TEU).
При этом количество заказов за истекший период 2024 года увеличилось более чем вдвое по сравнению с прошлым годом и составило 286 судов вместимостью 3,3 млн TEU. Контейнерная вместимость всех заказанных судов сейчас достигла 7,6 млн TEU, или 25% от общей вместимости флота. В начале июня 2024 года этот показатель составлял 5,9 млн TEU. По словам главного аналитика по судоходству BIMCO Нильса Расмуссена, судовладельцы, непосредственно занимающиеся эксплуатацией судов, теперь контролируют 78% портфеля заказов, но только 60% флота. «Следовательно, их флот растет быстрее, чем флот владельцев, не занимающихся перевозками. С начала десятилетия флот действующих судовладельцев увеличился на 41%», — пояснил эксперт.
Утилизация устаревших судов остается на низком уровне, поэтому передача в эксплуатацию новых контейнеровозов привела к увеличению мирового контейнерного флота на 8,7% — до 6,7 тыс. единиц совокупной вместимостью 30,4 млн TEU. Это на 32% больше по сравнению с началом 2020 года. За первую половину этого десятилетия в строй вступили суда вместимостью 7,8 млн TEU, что стало самым высоким пятилетним показателем за всю историю.
С начала 2020 года суда в сегменте 12‒17 тыс. TEU обеспечили 42% прироста контейнерной вместимости. Сейчас они составляют 47% вместимости в текущем портфеле заказов. Доля судов вместимостью более 17 тыс. TEU составила 25% в росте флота в 2020-х годах. Этот сегмент теперь составляет 27% от общей вместимости портфеля заказов.
«К концу 2024 года запланирована передача дополнительных 0,5 млн TEU, что приблизит общий годовой объем поставленных мощностей к 3 млн TEU. В течение следующих четырех лет ожидается поставка в среднем 1,7 млн TEU в год, а поставка 300 тыс. TEU уже запланирована на 2029 год. Однако в течение следующих пяти лет возможны еще заказы на поставку контейнерных мощностей», — добавил аналитик BIMCO.
Эксперт предупреждает, что будущий рост флота будет зависеть от темпов переработки старых судов на металлолом. «Соотношение портфеля заказов к флоту в настоящее время составляет 25%, но фактический рост флота будет зависеть от темпов утилизации. После нескольких лет низких темпов списания судов, в 2025 году контейнеровозы вместимостью 3,4 млн TEU будут старше 20 лет и в ближайшие годы станут основными «кандидатами» на утилизацию. Если все эти суда будут утилизированы в течение следующих пяти лет, рост флота из текущего портфеля заказов может быть ограничен 14%», — подытожил Нильс Расмуссен.