Морские порты России в третьем квартале 2024 года: инфографика и аналитика
Совместный информационный проект ИАА «ПортНьюс» и Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)
В российских морских портах продолжает сокращаться грузооборот: в третьем квартале 2024 года перевалка уменьшилась на 1% к аналогичному периоду прошлого года. Спад фиксируется четвертый квартал подряд.
Наиболее значимо сократилась перевалка черных металлов (-15,5%). Одной из причин этого стало снижение цен и спроса на металлопродукцию в Китае. Существенный спад был характерен и для угля (-11,1% к третьему кварталу 2023 года). В данном случае среди факторов, сдерживающих экспорт, можно назвать инфраструктурные ограничения и сохранение низких мировых цен. К инфраструктурному фактору относится ограниченная провозная способность Восточного полигона и железнодорожных подходов к портам. Низкие цены на уголь на мировых рынках приводят к тому, что вывоз продукции через Азово-Черноморский и Арктический бассейны становится менее выгодным: падение в них составило более 30% к третьему кварталу прошлого года. Дополнительным ограничивающим фактором является действие экспортной пошлины на коксующийся уголь.
Впервые в 2024 году произошло сокращение перевалки зерна (-6,2%), что связано со снижением мировых цен, уменьшением маржи экспортеров и приостановкой импорта пшеницы со стороны Турции.
А вот нефть после длительного сокращения перешла пока к незначительному, но росту (+0,3%). Относительно стабильный объем перевалки связан с выполнением Россией обязательств по добыче в рамках соглашения ОПЕК+.
Продолжается рост перевалки грузов в контейнерах (+6,8%), сжиженных газов (+7,8%) и удобрений (+10,2%). По сжиженным газам увеличение объемов отгрузки связано с низкой базой третьего квартала 2023 года (когда осуществлялись ремонты и техобслуживание заводов) и ростом производства СПГ. Перевалка грузов в контейнерах увеличивается по мере развития российских и зарубежных линейных сервисов. На рост отгрузок удобрений влияние оказывает развитие терминалов Балтийского бассейна, в том числе за счет белорусской продукции.
Высоких значений достигла перевалка нефтепродуктов (+13,7%). Однако данный рост связан с эффектом низкой базы третьего квартала прошлого года.
Максимальный прирост перевалки показала руда (+36,9%).
Прирост перевалки в третьем квартале наблюдался только в Балтийском (+12,9%) бассейне, на что повлияло восстановление отгрузок нефтепродуктов и рост экспорта удобрений. Из-за сложностей в экспорте угля зафиксирован спад перевалки в Дальневосточном бассейне (-4,1%). В связи с падением транспортировки все того же угля, а также нефти по самым протяженным маршрутам уменьшились объемы перевалки в Азово-Черноморском и Арктическом бассейнах (-6,6% и -7,9% соответственно). Наибольшее сокращение было в Каспийском бассейне (-15,2%). Здесь на ситуацию повлияли зерновые грузы.
Перевалка контейнеров в ДФЭ в третьем квартале 2024 года выросла на 7,8% к аналогичному периоду прошлого года. При этом положительная динамика зафиксирована во всех бассейна. В целом по России рост сохраняется, но его темпы снижаются четвертый квартал подряд. Эта тенденция характерна для Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов (рост +14,1% и +1,7% соответственно). В Арктическом и Дальневосточном бассейнах, напротив, рост перевалки ускоряется (+54,3% и +4% соответственно). В Каспийском бассейне перевалка контейнеров показала рост (+15,5%) впервые со второго квартала 2023 года.
С инфографикой можно ознакомиться по ссылке >>>>
При использовании материалов ссылка на совместный проект ИПЕМ и «ПортНьюс» обязательна.