Эксперт прогнозирует сохранение положительной динамики и в 2025 году
В 2024 году количество заказов на строительство судов для перевозки сжиженного нефтяного газа (СНГ) сохранило положительную динамику, несмотря на ограничения, связанные с перенасыщенностью рынка, и слабый рост торговли на рынке перевозок СНГ и олефинов. Как отмечает в своем последнем исследовании эксперт рынка компания Drewry, несмотря на возможность перенасыщения рынка с 2027 года, продолжится рост заказов на новые танкеры-аммиаковозы.
Эксперт прогнозирует сохранение положительной динамики и в 2025 году, поскольку продолжают поступать заказы от судовладельцев, стремящихся обновить свой флот двухтопливными судами с учетом ужесточения экологических требований. Некоторые судовладельцы займут выжидательную позицию, пока эффективность работы двигателей на аммиаке не будет подтверждена в реальных условиях эксплуатации.
В 2024 году было заказано 121 судно (2023 — 122), в первую очередь в сегменте аммиаковозов типоразмера VLAC и танкеров-этановозов типа VLEC. Рост наблюдался и в других сегментах судов.
На росте инвестиций в строительство сказывался возросший интерес к транспортировке аммиака как нового экологичного топлива. Хотя аммиак уже транспортируется танкерами-газовозами, его объемы невелики, что сказывается на размерах газовозов типоразмера LGC (вместимость по 50–70 тыс. куб. м) и MGC (вместимость по 30–50 тыс. куб. м).
В настоящее время в стадии планирования более 200 проектов по чистому аммиаку. Их разработка идет медленно. В силу того, что для внедрения чистого аммиака на рынках потребуются субсидии и стимулы, Drewry прогнозирует, что объем торговли этим топливом к 2029 году достигнет 8–10 млн тонн. Будущие перспективы рынка сказываются на заказах, особенно на более крупные суда. До сих пор в 2024 году было заказано 34 аммиаковозов типоразмера VLAC и только девять больших танкеров-газовозов типа VLGC. Сейчас в портфеле заказов значатся 55 аммимковозов типа VLAC, а общее количество танкеров-газовозов VLGC составляет 40.
Как отмечает Drewry, пока судовладельцев отпугивает цена: стоимость строительства одного большого танкера-аммиаковоза VLAC составляет $120–$125 млн. Однако они для достижения цели декарбонизации делают выбор в пользу дорогостоящих аммиаковозов вместо судов VLGC.
В этом году выросло количество заказов на среднеразмерные газовозы MGC — до 32 судов. Как и в случае с аммиаковозами типа VLAC, в 2024 году сохранилась динамика прошлого года. Суда MGC отличаются универсальностью: их можно использовать для перевозки сжиженного нефтяного газа, аммиака, этиленовых углеводородов и этана (специализированные танкеры). В этом сегменте заказано 63 судна, что составляет 45% имеющегося флота.
На танкерах-газовозах MGC быстро внедряются двухтопливные двигатели: 83% портфеля заказов составляют суда с такими двигателями. Предпочтение среди альтернативных топлив отдается сжиженному нефтяному газу, но растет и интерес к аммиачному топливу — в портфеле заказов таких судов 13.
Drewry прогнозирует, что объемы чистого аммиака до конца этого десятилетия будут низкими. Поэтому предпочтение будет отдаваться газовозам типа MGC. На этом также будет сказываться более высокая окупаемость инвестиций и универсальность таких судов в сравнении с типоразмером VLGC.
В этом году в сегменте газовозов LGC был заключен первый контракт: судоходная компания Eastern Pacific заказала четыре газовоза этого размера. Такие суда используются в нишевых областях и для транспортировки аммиака на большие расстояния. Поскольку в эксплуатации находится всего 21 судно, в этом сегменте наблюдается спад. Eastern Pacific намерена произвести замену тоннажа, поскольку у компании уже есть три газовоза LGC, построенных 15 лет назад. Вьетнамский перевозчик Asia Pacific Shipping заказала два газовоза LGC, доведя их общее количество до шести единиц.
Хотя резкого увеличения заказов LGC не ожидается, несколько из них могут материализоваться с потенциалом для торговли чистым аммиаком и интересом со стороны мелких судовладельцев, которые могут выбрать гораздо более дорогой VLGC/VLAC.
В прошлом году была заказана 31 единица в сегменте очень больших этановозов типа VLEC, а до третьего квартала в портфеле заказов было уже 12 таких судов. Операторы установок этанового крекинга, такие как китайская Satellite Chemicals, увеличивают размеры судов. Satellite Chemicals заказала шесть танкеров-этановозов типоразмера ULEC. Еще два таких супертанкера были заказаны компанией Eastern Pacific Shipping. Все эти суда будут работать по долгосрочным тайм-чартерным контрактам.
На росте заказов в этом судовом сегменте сказался рост спроса на этан как более дешевого сырья для нефтехимических заводов. Более высокое производство этана, связанное с рекордно высокой переработкой природного газа в США, увеличило экономические выгоды от использования этого сырья для крекинга. Заводы по крекингу этана появились во многих странах и работают в Индии, Китае и Европе, и еще больше установок в разработке. Кроме того, более слабая маржа нефтехимии из-за нестабильных цен на сжиженный нефтяной газ и нафту также вынуждает операторов переводить свои существующие установки на этан.