На отгрузки из Мурманска пришлось более 70% из этого объема
Перевозки нефти по Северному морскому пути (СМП) за истекший период 2024 года выросли на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 1,9 млн тонн. Об этом со ссылкой на данные консультационного центра «Гекон» и Kpler пишет «Коммерсантъ».
Поставки включают рейсы из Мурманска, портов Балтики и прямых поставок с арктических Приразломного и Новопортовского месторождений «Газпром нефти», которой принадлежали основные объемы отправленного сырья. Нефть также отгружали «Сургутнефтегаз» и «Русвьетпетро» (СП «Зарубежнефти» и Petrovietnam). Перевозки от «Роснефти» аналитики не фиксировали.
При этом в 2024 году компании резко сократили отгрузки нефти по Севморпути через порты Приморск и Усть-Луга. Падение составило 47% — до 320 тыс. тонн. На отправки из порта Мурманск, из-за более короткого логистического плеча до Китая, пришлось более 70% перевезенной по арктической трассе в КНР нефти. Суммарно около 150 тыс. тонн нефти по СМП было поставлено напрямую с Приразломного и Нововортовского месторождений.
Как сообщало ИАА «ПортНьюс» ранее, в 2023 году грузопоток по СМП увеличился по сравнению с 2022 годом на 6,5% — до 36,3 млн тонн. В прошлом году доля углеводородов в общих перевозках составила 80% (СПГ — 56%, нефть — 21%, газовый конденсат — 3%). Генеральный директор Росатома Алексей Лихачев заявлял, что большую роль в увеличении перевозок сыграли «Газпром нефть», «Лукойл» и «Норникель», которые перенаправили свои грузы с западного на восточное направление.
Глава «Газпром нефти» Александр Дюков по итогам 2023 года назвал эксперимент по перевозке нефти по СМП удачным и отметил, что компания продолжит поставки по арктической трассе.