Владимир Путин обратил внимание на отсутствие проекта в презентации госкорпорации
Госкорпорация «Росатом» может только совместно с ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) реализовать проект Северного широтного хода (СШХ), который свяжет западную и восточную части Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Об этом на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным сообщил глава Росатома Алексей Лихачев. Стенограмма беседы опубликована на сайте Кремля.
Президент обратил внимание на отсутствие проекта СШХ в презентации госкорпорации. «Смотрите, Северный широтный ход надо показать, у вас нет, а должен быть», — сказал он.
В ответ на это Алексей Лихачев пояснил, что два участка «пока нарисованы пунктиром»: Северный широтный ход-1 — от Надыма до железнодорожной станции Обская, Северный широтный ход-2 — от Обской до порта Сабетта.
«Но, конечно же, с учетом бюджетных ограничений надо думать, как реализовывать эти проекты. Это глубокие инвестиционные проекты, и мы, конечно, только вместе с РЖД их можем сделать», — добавил глава Росатома.
Северный широтный ход протяженностью 707 км должен связать западную и восточную части Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Северную и Свердловскую железные дороги. Железнодорожная магистраль сократит протяженность доставки грузов из Западной Сибири в порты Балтийского моря и разгрузит существующий южный маршрут, выходящий на Транссибирскую магистраль. Продолжением Северного широтного хода станет железнодорожная магистраль Бованенково — Сабетта, которая обеспечит круглогодичный наземный доступ к порту Сабетта и доставку грузов к Северному морскому пути (СМП).
Как писало ИАА «ПортНьюс», проект СШХ был впервые обозначен в 2006 году. В 2015 году был утвержден паспорт инвестпроекта, тогда же РЖД заявляли, что грузоперевозки по Северному широтному ходу к 2020 году составят 23,9 млн тонн, а вложения в проект достигнут 190 млрд рублей. В 2018 году был объявлен старт строительству магистрали. Позже президент Владимир Путин заявил, что активная стройка объектов СШХ должна начаться в 2022 году, а в октябре того же года министр транспорта Виталий Савельев сообщил, что проект находится в приоритетном листе ожидания Минтранса России. Позже стало известно, что проекты строительства СШХ и СШХ-2 находятся на разных стадиях согласований, а ОАО «Российские железные дороги» предложено вернуться к строительству своей части магистрали после 2025 года за счет собственных средств.