В страну ввезено примерно на 1 млн TEU больше, чем вывезено
Для вывоза порожних контейнеров из европейской части России потребуется $3‒5 млрд. Такие данные в интервью для «РЖД-ТВ» представил глава Ассоциации морских торговых портов России (АСОП) Денис Илатовский. Он пояснил, что если раньше контейнерные линии вывозили избыточный объем порожних контейнеров за свой счет, то теперь этот баланс нарушился, и в 2022 году в страну заехало примерно на 1 млн TEU больше, чем выехало. Этот миллион осел в европейской части и ждет вывоза.
По словам эксперта, вывоз порожнего контейнера по железной дороге стоит около $3 тыс., по морю — около $5 тыс., поэтому для вывоза 1 млн TEU необходимо доплатить $3‒5 млрд операторам контейнерных линий.
«Порты (Дальнего Востока. — Прим. ред.) оказались в новой ситуации. Если раньше у них был баланс фитинговых платформ, то сейчас он нарушен, — рассказал Денис Илатовский. — Подход фитинговых платформ резко ограничен, а кроме того, новые терминалы подключились к перевалке контейнеров».
Это потребовало использовать перевозку контейнеров в полувагонах. Однако порожний состав возникает не на контейнерных, а на угольных терминалах, поэтому приходится осуществлять подсыл порожнего состава со станции на станцию. При этом операторам полувагонов нужно доплатить за предоставление подвижного состава под контейнеры.
Другая проблема — не все терминалы перегрузки еще введены в эксплуатацию, не сформировался баланс подсыла фитинговых платформ.
Наконец, возникает проблема с возвратом полувагонов с терминалов перегрузки на пункты погрузки угля.