1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Исследования КГНЦ подтвердили невозможность буксировки по СМП крупнотоннажных судов ледоколом вплотную

11 октября 2024   08:19

Исследования КГНЦ подтвердили невозможность буксировки по СМП крупнотоннажных судов ледоколом вплотную

В ледовом бассейне впервые в мире предложена методика проведения таких экспериментов

Фото предоставлено КГНЦ

В ледовом бассейне Крыловского государственного научного центра (КГНЦ, Санкт-Петербург) впервые в мире предложена методика проведения экспериментальных исследований, направленных на изучение возможности буксировки крупнотоннажных судов ледоколом вплотную. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом рассказал к.т.н., начальник сектора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Алексей Добродеев в ходе круглого стола на VI Международной выставке и конференции по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа (OMR 2024). Исследования касались судов, работающих во льдах Арктики и на трассах Северного морского пути (СМП).

По словам докладчика, проверке подлежали сценарии проводки судов, водоизмещение которых превышает водоизмещение ледокола.

Буксировка вплотную в кормовой выемке ледокола («на усах») является одним из основных тактических приемов проводки судов с низким ледовым классом во льдах. В практике арктического мореплавания данный способ проводки используется для буксировки транспортных судов, ширина которых меньше ширины ледокола минимум на 20%, а водоизмещение буксируемого судна в самом крайнем случае является сопоставимым с водоизмещением ледокола.

Для определения особенностей проводки крупнотоннажных судов «на усах» были использованы модель балкера с балтийским ледовым классом и неледокольными обводами и модель атомного ледокола проекта 22220. В ледовом опытовом бассейне КГНЦ были изучены три характерных режима движения сцепки: прямой курс, циркуляция и внезапная остановка ледокола.

«Совершенно очевидно, что увеличение ширины проводимого судна более ширины проложенного ледоколом канала приведет к существенному снижению толщины ледяного покрова, в которой эта операция осуществима», — рассказал Алексей Добродеев. Он отметил обнаруженный в ходе многократных модельных испытаний эффект нарушения симметрии при движении крупнотоннажного судна по узкому каналу. Это также может оказать очень негативное влияние на возможность буксировки «на усах».

Еще один общий фактор, который существенным образом снижает эффективность буксировки крупнотоннажных судов вплотную, — отрицательное воздействие струй воды, отбрасываемых гребными винтами ледокола. «Из-за того, что осадка проводимого судна заметно превышает осадку ледокола, струи от движителей ударяются в «плоскую» стенку, приводя к возникновению существенного натяжения в буксирном тросе», — рассказал представитель КГНЦ.

«Результаты исследований КГНЦ привели к выводу о невозможности осуществления буксировки вплотную крупнотоннажных судов, — резюмировал Алексей Добродеев. — Вместе с тем было сформулировано несколько рекомендаций, которые могли бы улучшить ситуацию».

Новости от 24 декабря 2024 г.