Низкодоходные грузы занимают 60% провозной способности Восточного полигона
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) хочет сохранить за собой право определять очередность грузов на Восточном полигоне. Компания предложила внести соответствующие изменения в Правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре (ПНД), вступающие в силу с 1 января 2025 года, которые передают эту функцию правительству РФ. Об этом со ссылкой на протокол совещания у главы Минтранса Романа Старовойта пишет «Коммерсантъ».
Как сообщало ИАА «ПортНьюс» ранее, ПНД определяют очередность перевозок в случае ограниченной пропускной способности железных дорог. Воинские, пассажирские, специальные перевозки, перевозки почтовых отправлений имеют приоритет над грузовыми. Грузовые перевозки в свою очередь разделены на категории: для обеспечения регионов, пострадавших от стихийных бедствий; перевозки грузов, требующих высокой скорости доставки; экспортные перевозки несырьевых грузов, сырьевых грузов в специализированном подвижном составе, зерновых и продовольственных грузов; экспортные перевозки сырьевых энергетических грузов в универсальном железнодорожном подвижном составе. Действие правил было приостановлено с 15 марта 2022 года. До вступления новой редакции ПНД (было перенесено на 1 января 2025 года) действуют временные правила очередности, утверждаемые РЖД.
Согласно протоколу совещания в Минтрансе, как пишет издание, первый замгендиректора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев заявил, что новая редакция ПНД «не в полной мере отвечает актуальным потребностям российской экономики»: в частности, в ней не предусмотрен повышенный приоритет перевозки нефтепродуктов и удобрений, а также инновационных вагонов. Он предложил внести изменения в правила, исключив из них нормы, регулирующие доступ грузоотправителей к перевозке, а очередность вывоза закрепить отдельным документом, утверждаемым РЖД. Таким образом, предполагается сохранить текущий порядок распределения мощностей.
При сохранении принципа квотирования и принятии точечных решений по приоритизации отдельных номенклатур груза РЖД считают необходимым «предусмотреть механизм компенсации выпадающих потерь в доходах перевозчика в связи со смещением баланса перевозок в сторону низкодоходных грузов». Так, на перевозку угля — одного из наименее доходных для РЖД грузов — доходная ставка на 10 тонно-км сейчас на 44% ниже средней. Всего низкодоходные грузы занимают 60% провозной способности Восточного полигона.
В Минтрансе, по данным издания, выступили за адаптацию ПНД, но против их корректировок возразила ФАС.