Трехдневная забастовка будет иметь долгосрочные последствия для рынка контейнерных перевозок
Забастовка в портах на восточном побережье США и на побережье Мексиканского залива, которая продолжалась три дня, привела к скоплению 44 судов, ожидающих разгрузки. Такие данные приводит шведская платформа отслеживания ставок фрахта Xeneta. Еще 120 судов находятся в пути к пострадавшим от забастовки портам.
Главный аналитик Xeneta Питер Сэнд прокомментировал: «Закрытие всех портов на восточном побережье США и побережье Мексиканского залива — даже всего на три дня — влечет за собой серьезные последствия. Теперь мы должны подождать, чтобы увидеть, насколько быстро вернувшиеся рабочие смогут и захотят справиться с огромным скоплением судов, ожидающих выгрузки тысяч контейнеров с товарами стоимостью в миллиарды долларов».
Эксперт считает, что в ближайшие недели последствия забастовки распространятся по глобальным цепочкам поставок, и «десятки судов, задержанных у восточного побережья США и побережья Мексиканского залива, также с опозданием вернутся в Азию». «Это повлияет на график поставок ближе к концу этого года и, возможно, в 2025 году в преддверии Нового года по Лунному календарю в конце января, когда традиционно наблюдается увеличение поставок товаров из Азиатско-Тихоокеанского региона. Вы не можете пропустить запланированный еженедельный рейс судна, перевозящего 15 тыс. контейнеров, и не ожидать последствий для перевозчиков и импортеров», — сказал он.
Последние данные Xeneta, основанные на данных из краудсорсинговых источников, показывают, что грузоотправители уже пострадали от повышения ставок фрахта в результате забастовок. Средние спотовые ставки на наиболее востребованные перевозки из Северной Европы на восточное побережье США по состоянию на 4 октября составили $2900 за FEU (40-футовый контейнер), что на 58% больше, чем в конце августа. Это также повлияло на альтернативную торговлю из Северной Европы на западное побережье США: средние спотовые ставки за тот же период выросли на 48% и составили $4450 за FEU.
Питер Сэнд предупредил, что ситуация на рынке будет оставаться сложной в ближайшие недели и месяцы.
«Повышение фрахтовых ставок на трансатлантических перевозках уже оказало финансовое воздействие на грузоотправителей, в то время как цены на другие крупные перевозки за пределы АТР остаются высокими из-за конфликта в Красном море. Это хорошая новость, что забастовка закончилась, но грузоотправители еще не вышли из тупика. Это всего лишь предварительное соглашение, и автоматизация в портах останется основным камнем преткновения. Автоматизация — это проблема, которую обе стороны не смогли решить за более чем год переговоров. Теперь у них есть всего 100 дней, чтобы достичь соглашения, иначе мы можем столкнуться с дальнейшими забастовками», — предположил аналитик Xeneta.
Напомним, забастовка закончилась 3 октября 2024 года. Международная ассоциация грузчиков и Морской альянс Соединенных Штатов достигли предварительного соглашения о заработной плате, а также продлили Генеральный контракт до 15 января 2025 года, чтобы провести дальнейшие переговоры, в частности, по автоматизации в портах.