Сессия продлится с 30 сентября по 4 октября 2024 года
Комитет по защите морской среды Международной морской организации (ИМО, IMO) на 82-й сессии (MEPC 82), которая пройдет с 30 сентября по 4 октября 2024 года, помимо обсуждения среднесрочных мер по повышению экологичности судоходства, рассмотрит вопросы расчета показателя углеродоемкости судна (CII), борьбы с пластиковым мусором в море, а также утилизации судов. Об этом в ходе приветственного слова к участникам заседания сообщил генеральный секретарь организации Арсенио Домингес, говорится в сообщении ИМО.
«Наряду с работой над среднесрочными мерами, на этой сессии также будут рассмотрены краткосрочные меры по сокращению выбросов парниковых газов, в частности, регламента (положения) о показателях углеродоемкости, — приводятся слова генсека ИМО. — Эти положения способствовали критическому обсуждению всей цепочки создания стоимости на море, повышению прозрачности данных и сотрудничества в области борьбы с изменением климата».
По словам Арсенио Домингеса, одним из приоритетных вопросов также является проблема борьбы с пластиковым мусором в море. Он отметил, что на заседаниях комитета планируется рассмотреть план действий ИМО по борьбе с выбросами пластикового мусора с судов и продвигать работу по снижению экологических рисков, связанных с морской перевозкой пластиковых гранул. Также предполагается одобрить проект Руководства по надлежащей практике, касающейся очистки от пластиковых гранул, выбрасываемых с судов.
Помимо этого, планируется рассмотреть проект Руководства по осуществлению Гонконгской и Базельской конвенций, касающийся трансграничного перемещения судов, предназначенных для утилизации. По словам Арсенио Домингеса, Гонконгская конвенция, которая должна вступить в силу в течение года, призвана быть единственным применимым документом в сфере утилизации судов.
«Настало время продолжить оказывать поддержку странам, предоставляющим услуги утилизации, чтобы повысить их соответствие требованиям в области утилизации отходов и избежать применения региональных нормативных актов, противоречащих целям глобального применения. И я еще раз призываю государства-члены ратифицировать конвенцию», — сказал глава ИМО.
Напомним, с 1 января 2023 года грузовые суда обязаны соблюдать так называемый регламент (положение) CII и мониторить свои выбросы. В течение 2024 года им присваивается рейтинг — от A (лучший, с самыми низкими выбросам) до E (худший, самые высокие вредные выбросы ПГ). Если плохие показатели будут сохраняться в течение более длительного времени, судоходные компании будут обязаны реализовать план модернизации для судов с высоким уровнем загрязнения.
Гонконгская конвенция, принятая еще в 2009 году, вступит в силу 26 июня 2025 года. Документ направлен на то, чтобы суда, подлежащие утилизации после окончания срока эксплуатации, не представляли рисков для здоровья человека и безопасности окружающей среды. Конвенция возлагает ответственность и обязательства на все заинтересованные стороны, включая судовладельцев, верфи, предприятия по утилизации, государства флага, государства порта. Так, после вступления в силу документа суда, подлежащие утилизации, должны будут иметь перечень опасных материалов. Предприятия по переработке должны будут предоставлять план работ, подготовленный для каждого отдельного судна. Кроме того, правительства стран-подписантов должны будут обеспечить соответствие предприятий, занимающихся утилизацией судов, требованиям Конвенции.
В настоящее время к Гонконгской конвенции присоединились следующие страны: Бангладеш, Бельгия, Республика Конго, Хорватия, Дания, Эстония, Франция, Германия, Гана, Индия, Япония, Либерия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Пакистан, Панама, Португалия, Сан-Томе и Принсипи, Сербия, Испания, Пакистан и Турция.