1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Обзор: В Европе к 2030 году может сформироваться более 300 млрд куб. м неиспользованных мощностей по импорту СПГ

27 сентября 2024   08:00

Обзор: В Европе к 2030 году может сформироваться более 300 млрд куб. м неиспользованных мощностей по импорту СПГ

Пик спроса на сжиженный природный газ в регионе, возможно, уже пройден

По итогам 39-й недели мировые бункерные индексы MABUX показали умеренный рост.  Индекс 380 HSFO вырос на $8,33: с 503.94 USD/MT на прошлой неделе до 512.27 USD/MT, по-прежнему находясь у отметки в $500. Индекс VLSFO увеличился на $10,34 (612,42 USD/MT против 602,08 USD/MT на прошлой неделе). Индекс MGO подорожал на $8.93 USD (с 749,24 USD/MT на прошлой неделе до 758,17 USD/MT). На момент написания материала на мировом бункерном рынке отсутствовала выраженная динамика индексов, говорится в обзоре MABUX, предоставленном ИАА «ПортНьюс».

MABUX Global Scrubber Spread (SS) — разница в цене между 380 HSFO и VLSFO — умеренно вырос на $2,01 (с $98,14 на прошлой неделе до $100,15), достигнув отметки в $100 (SS Breakeven). При этом среднее недельное значение индекса сократилось на $1,64. В Роттердаме SS Spread показал снижение на $12, находясь стабильно ниже отметки в $100 ($79 против $91 на прошлой неделе). Среднее недельное значение в порту уменьшилось на $14,33. В Сингапуре разница в цене 380 HSFO/VLSFO увеличилась на $2: с $138 на прошлой неделе до $140, а среднее недельное значение в порту, наоборот, сократилось на $6,5. В динамике SS Spread по-прежнему сохраняются разнонаправленные колебания без выраженного тренда, которые, вероятно, продолжатся и на следующей неделе. 

По данным Института экономики энергетики и финансового анализа (IEEFA), Европа, возможно, уже прошла пик спроса на сжиженный природный газ (СПГ), и большая часть ее расширяющейся инфраструктуры импорта СПГ может стать бесполезными активами к концу десятилетия. Общий импорт СПГ в Европу сократился на 20% в годовом исчислении в первой половине 2024 года. Термин «Европа» включает ЕС, Великобританию, Норвегию и Турцию. Несмотря на снижение импорта СПГ, многие европейские страны продолжают планировать инвестиции в новые терминалы СПГ. IEEFA прогнозирует, что к 2030 году это может привести к формированию более чем 300 млрд куб. м неиспользованных мощностей в Европе, поскольку спрос будет ниже запланированной мощности и, как ожидается, снизится к концу десятилетия. Европейские региональные хранилища по состоянию на 25 сентября были заполнены на 93,74%. По итогам недели 39 Европейский газовый бенчмарк TTF не имел значительных изменений: минус 0,134 EUR/MWh (35,413 EUR/MWh против 35,547 EUR/MWh на прошлой неделе).

Цена на СПГ в качестве бункерного топлива в порту Синеш (Португалия) по итогам недели снизилась еще на $10 по сравнению с прошлой неделей и достигла 23 сентября уровня в 823 USD/MT. При этом разница в цене между СПГ и конвенционным топливом на 23 сентября продолжила сокращение: $105 в пользу MGO LS против $136 неделей ранее: MGO LS котировалось в этот день в порту Синеш на уровне 718 USD/MT.

В течение 39-й недели индекс MDI (соотношение рыночных бункерных цен (MABUX MBP Index) и цифрового бункерного эталона MABUX (MABUX DBP Index)) демонстрировал следующие тренды в стоимости бункерного топлива в четырех крупнейших хабах мира: Роттердаме, Сингапуре, Фуджайре и Хьюстоне:

В сегменте 380 HSFO все четыре порта были недооцененными. Средние недельные значения снизились на 9 пунктов в Роттердаме, и на 7 пунктов в Сингапуре, выросли на 12 пунктов в Фуджайре. Значения MDI индекса в Хьюстоне не изменились.

В сегменте VLSFO Сингапур и Фуджайра продолжали находиться в зоне переоценки, а средние недельные значения снизились на 5 пунктов в Сингапуре и на 19 пунктов в Фуджайре. Роттердам и Хьюстон оставались недооцененными. Средние недельные значения выросли на 9 пунктов в Роттердаме и на 3 пункта в Хьюстоне.

В сегменте MGO LS все четыре выбранных порта находились в зоне переоценки.  Средние недельные значения показали рост на 8 пунктов в Роттердаме, на 9 пунктов в Сингапуре, на 14 пунктов в Фуджайре и на 9 пунктов в Хьюстоне. MDI индексы в Роттердаме и Сингапуре продолжают находиться стабильно выше отметки в $100, а индекс в Хьюстоне остается у отметки 100-процентной корреляции рыночной цены и цифрового бенчмарка MABUX.

По итогам недели в балансе переоцененных/недооцененных портов не произошло значительных изменений, и тренд на недооценку всех видов бункерного топлива продолжает доминировать на мировом бункерном рынке.

Порт Роттердама сообщил, что 25 партнеров по созданию «Зеленого и цифрового транспортного коридора Роттердам-Сингапур» (Rotterdam-Singapore Green & Digital Shipping Corridor) обсудили проект и пришли к мнению, что потенциальный спрос на экологическое бункерное топливо в коридоре вырастет до более чем 5 млн тонн в год к 2028 году. Также было отмечено, что доступность и наличие таких видов топлива по-прежнему требуют улучшения. Партнеры по проекту коридора стремятся сократить выбросы от крупных контейнеровозов на маршруте протяженностью 15 тыс. км как минимум на 20% к 2030 году за счет использования низкоуглеродного и нулевого углеродного судового топлива. Био- и синтетические (e-) варианты метанола и метана в настоящее время являются приоритетными в этом проекте. Однако ожидается, что в ближайшие годы к ним присоединятся аммиак и водород. На данный момент экологическое топливо в два-три раза дороже ископаемого топлива. Несмотря на это, порт Роттердама подчеркнул усилия международных организаций, таких как Европейский союз и Международная морская организация (ИМО), по стимулированию производства экологически чистых видов топлива, а также добавил, что он также сотрудничает с Морским и портовым управлением Сингапура (MPA) с целью разработки бункерной инфраструктуры для новых видов топлива.

«Мы полагаем, что мировой бункерный рынок сохраняет потенциал к росту. Бункерные индексы могут показать умеренный восходящий тренд на следующей неделе», — заключают аналитики MABUX.