• 26 сентября 2024 10:12

    Эксперт: Мировой рынок беспилотных подводных аппаратов и безэкипажных катеров к 2030 году удвоится — до $7,2 млрд

    Доля РФ к этому году могла бы вырасти от нуля до $300 млн при смене военно-ориентированной модели на гражданскую

    Фото предоставлено пресс-центром Морского конгресса

    Прогнозируется, что через пять лет мировой рынок беспилотных подводных аппаратов удвоится до $6 млрд, а рынок безэкипажных катеров удвоится до $1,2 млрд. РФ в данный момент выключена из рынка, причем не из-за санкций, а поскольку не имеет либо разработок в определенных классах аппаратов, либо серийного производства. Однако, учитывая рост спроса в Азии и на Ближнем Востоке, потенциал российского экспорта оценивается в $300 млн при условии успешного развития отрасли, которая должна опираться на коммерческие и научные инвестиции. Об этом, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», рассказал эксперт департамента анализа и перспективного планирования АО «Рособоронэкспорт» Вадим Рябинин на II Всероссийском морском конгрессе.

    По его словам, 72% разработок в области необитаемых подводных аппаратов (НПА) в РФ связаны с военными проблемами. НПА промышленного назначения составляют 14%, научного — 10%. При этом на мировом рынке российские разработки не представлены. По прогнозам, к 2030 году 45% мирового рынка в этой области может отойти на долю стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Тесные связи с последними дают основание предполагать, что РФ может за пять лет достигнуть доли в $300 млн. По оценке эксперта, потенциально НПА российского производства могут идти на экспорт в трех вариантах: в готовом виде — в Алжир, Египет, Саудовскую Аравию, Нигерию, Пакистан, Мьянму, Индонезию, Туркменистан и Казахстан; в строительстве по лицензии — в Иран, ОАЭ, Таиланд; в совместной разработке и строительстве — в Бразилию, КНР, Индию, ЮАР, Малайзию. 

    Проблема в том, что на данный момент РФ проигрывает по всем основным позициям зарубежным конкурентам. «НПА тяжелого и среднего класса у нас либо нет вообще, либо они существуют на стадии разработки или опытного образца, в то время как за рубежом такие аппараты находятся в серийном производстве. Например, в автономных НПА тяжелого класса есть в единственном экземпляре аппарат «Витязь-3», разработанный ЦКБ МТ «Рубин», есть несерийная модель «Клавесин 1-Р3» и такая же по статусу модель в среднем классе «Галтель» — обе разработки ИПМТ ДВО РАН. В области телеуправляемых аппаратов в тяжелом классе разработок нет, в среднем классе есть два проекта — «Александрит» и «Янтарь» — оба на начальной стадии разработки. Что касается НПА легкого класса, то они достаточно широко представлены, есть модели, как например, ТНПА «Марлин-350» в серийном производстве, в основном для военных целей», — отмечает эксперт.

    По его данным, сегодня в разработках НПА лидируют США, Великобритания, Канада, Франция, Германия, Республика Корея. В последнее время в число лидеров вышла КНР. В ближайшее время прогнозируется появление разработок Турции, Израиля и Индии. «Доля российских разработок на общем фоне незначительна», — отмечает эксперт. Например, сегодня у КНР 33 новые разработки, у США — 15, у Великобритании — 11, у Франции — 9, у Республики Корея — 8 и т.д., на долю РФ и других приходится 2. Лидерами на рынке по экспорту НПА, по его данным, являются такие страны, как США, Германия, Франция, Великобритания, Норвегия, большой потенциал у Республики Корея и Японии. Основные заказчики — США, Германия, Франция, Великобритания, Норвегия, появляются страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. «Рынок сегодня находится в стадии формирования, его насыщенность невысока, однако уже через несколько лет он сформируется. Наибольший интерес представляют НПА тяжелого класса. Несмотря на труднодоступность технологий и задержки серийных образцов, у РФ есть шанс занять свою нишу», — подчеркнул Вадим Рябинин.

    Похожая ситуация, по его словам, складывается на рынке безэкипажных катеров. Прогнозируется, что к 2030 году он удвоится до $1,2 млрд. Так же, как и в НПА, РФ сегодня не имеет серийных разработок в области БЭК тяжелого и среднего классов. В малом классе есть разработка завода «Пелла» — «БЭК-1000» в виде макета и разработка «Кингисеппского машиностроительного завода» — «Визир» в виде опытного образца. В сверхмалом классе есть модели «Сканда», «Морена» и «Оркан». Из них только «Сканда» строится серийно, остальные существуют в виде опытных образцов.

    По данным эксперта, основные экспортеры рынка БЭК — Великобритания, Франция, Израиль, высокий потенциал у США, КНР и Турции. Основные заказчики — США, Франция, Великобритания, Швеция, Израиль, ОАЭ, Иран, Индия, заинтересованность в последнее время проявляют страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Южной Америки и Северной Африки. А разработкой тяжелых БЭК занимаются только США и КНР. «Рынок БЭК находится в стадии формирования, положение игроков на нем нестабильное, насыщенность невысока. Наибольшая активность рынка наблюдается в сегменте малых БЭК. РФ имеет разработки для продвижения только малых и сверхмалых катеров, есть ряд перспективных разработок, способных составить конкуренцию зарубежным аналогам. У РФ есть научный потенциал и технические возможности, а строительство БЭК не требует больших капитальных затрат», — говорит эксперт. Также он отмечает, что наибольший эффект от применения морской робототехники достигается при комплексном применении различных аппаратов, как надводных, так и подводных. Такой сервис уже используется за рубежом, однако в РФ эта концепция не получила развития.

    По мнению главного специалиста АО ЦКБ «Рубин» Владимира Юхнина, принявшего участие в Морском конгрессе, основная проблема развития морских роботизированных комплексов в РФ — это их фатальная зависимость от военного ведомства и отсутствие ощутимого интереса со стороны промышленности и науки. «У нас 70% разработок связано с военным ведомством, которое при этом заинтересовано в единичных специфических заказах и не способствует серийному производству. В то же время успешный зарубежный опыт демонстрирует обратную стратегию: там рынок на 70% определяют коммерческие заказчики, в первую очередь добывающие компании, и научная отрасль, а оборонное ведомство пользуется уже опробованными разработками», — отметил он.


26 сентября 2024

19:00 Европейская организация морских портов призвала освободить от налогов береговые источники питания в ЕС
18:51 Эксперт: Бразилия изучает вопрос постройки судов ледового класса в партнерстве с верфями Петербурга
18:36 Александр Новак: Пика спроса на нефть и газ до 2050 года не будет
17:59 Грузооборот порта Барселона в январе-августе 2024 года увеличился на 11,4% — до 47,7 млн тонн
17:32 Терминал «Дальтрансуголь» (Хабаровский край) обновит систему орошения угля
17:06 «ВодоходЪ» планирует сделать 50 судозаходов в Козьмодемьянск (Марий Эл) в 2025 году
16:53 Временное руководство для судов по использованию аммиака в качестве топлива разработают до конца 2024 года
16:35 Расширение номенклатуры грузов ММТП невозможно без предоставления тарифных скидок на их доставку
16:17 Тихоокеанская железная дорога до порта Эльга (Хабаровский край) заработает в 2025 году
15:38 Владимир Путин: РФ постепенно преодолевает сложности с платежами за российский экспорт
15:20 Доля АТР в энергетическом экспорте России выросла в 1,5 раза — до 60%
15:07 Владимир Путин: СПГ из российской Арктики стал одним из якорных грузов Севморпути
14:51 В Правила движения и стоянки судов в Обь-Иртышском бассейне планируется внести ряд изменений
14:33 Несамоходный мелкосидящий земснаряд проекта Ц-480ДА прошел техническую приемку
14:06 Количество пассажиров парохода-колесника «Н.В. Гоголь» в навигацию 2024 года выросло на 9%
13:39 Для создания речного хаба в Самарской области подобраны четыре площадки
13:27 Глава Приморья предложил направить часть таможенных платежей на обновление транспортной инфраструктуры
13:10 Из Архангельской области в Египет в июне-сентябре 2024 года морем отправлено 3 судна с продукцией ЛПК
12:53 Строительство двух пассажирских катамаранов проекта 04790 СОММЕРС L началось в Самаре
12:19 РКО завершило технаблюдение за строительством еще двух барж проекта RBD4608
12:02 Земснаряд «Васюган» получил необходимые документы для работы в акватории реки Обь
11:48 Организация судоходства на Большом Северном морском пути потребует пересмотра расстановки ледоколов
11:33 НЭС «Академик Федоров» доставит в Антарктиду модули для белорусской станции Гора Вечерняя
11:17 Ассоциация добытчиков минтая выступает партнером делового приема «Shipping team Владивосток»
11:01 Грузоперевалка экспортного зерна через порт Актау (Казахстан) в сентябре 2024 года выросла в 3 раза
10:45 Учебный корабль «Смольный» завершил визит в Камерун
10:31 Круизный пассажиропоток в Москве за 5 месяцев навигации 2024 года вырос на 20%
10:12 Эксперт: Мировой рынок беспилотных подводных аппаратов и безэкипажных катеров к 2030 году удвоится — до $7,2 млрд
09:49 Через Новосибирский шлюз в навигацию 2024 года проведено 1261 судно
09:27 Большой объем работ РС в области принципиального одобрения по МАНС обусловлен новизной технологий и оборудования
09:06 Мнение: Механизм лизинга с господдержкой для строительства судов на отечественных верфях нуждается в адаптации
08:43 FESCO присоединилась к Tank Container Development Alliance
08:21 НИС «Академик Опарин» отправилось в экспедицию по изучению характеристик глубинных вод в Охотском море
08:00 Россия получила рекомендации ИМО по итогам аудита системы морского транспорта

25 сентября 2024

19:00 ЛСП «Северный полюс» и НЭС «Академик Федоров» встретились в Арктике
18:53 РС взаимодействует с 397 производствами в Китае в сфере изготовления материалов и изделий
18:49 Минпромторг планирует получить первые безэкипажные электрические паромы в 2027 году
18:36 Береговая электростанция для круизных судов введена в эксплуатацию в порту Осло
18:22 Судно «Мыс Желания» завершило второй в 2024 году субсидируемый каботажный рейс по Севморпути
18:07 II Международный форум «СПГ: Экономика, Технологии, Решения» в Санкт-Петербурге собрал более 250 участников
17:48 Владимир Путин: Нужно бороться с логистическими барьерами для российского экспорта
17:31 В Ростове-на-Дону буксир «Фанагория» совершил навал на стенку летней веранды ресторана
17:16 Казахстанские порты Актау и Курык за январь-август 2024 года перевалили 4,5 млн тонн грузов
16:59 Обозначены приоритетные направления развития федеральных округов в рамках стратегии пространственного развития
16:44 СКФ: Контролируемый Россией флот перевозит лишь 10% российских внешнеторговых грузов
16:37 Мнение: Достичь национальных целей по экспорту можно, лишь «раскатывая» альтернативные маршруты
16:22 Владимир Путин: Идет работа над созданием наднациональной платежной инфраструктуры
15:49 РС: Цифровая трансформация происходит практически во всех направлениях морской индустрии
15:33 Росморпорт планирует ремонт ледокола «Капитан Драницын» в октябре-ноябре 2024 года
15:16 Госдума приняла в первом чтении законопроект о продлении нулевых страховых взносов для российского флота
15:02 Эффект на региональный валовый продукт от всех проектов на Севморпути составит 30‒58 трлн рублей до 2035 года
14:34 Флот компании «Транзит» пополнился контейнеровозом вместимостью 1,5 тыс. TEU
14:15 Атомные подводные крейсеры «Император Александр III» и «Красноярск» прибыли на Камчатку к постоянному месту базирования
13:58 Колесный буксир Сибречфлота продан со снижением начальной цены в 2,5 раза
13:46 Цены на подержанные балкеры приблизились к максимальным показателям 2022 года
13:29 HD Korea Shipbuilding получила заказ на строительство шести контейнеровозов стоимостью $303,7 млн
13:13 Забастовки в портах США могут спровоцировать глобальный сбой в морской торговле
12:52 Два земснаряда проектов 93.159 и 93.159.1 спущены на воду в Астрахани
12:42 РС готовит услугу по освидетельствованию локализации судостроительной продукции
12:21 Segezha Group отправила первый в 2024 году груз в Китай через Севморпуть
12:04 Росморпорт завершил техническое перевооружение береговых радиостанций Магадан
11:50 Правительство дополнительно направит около 780 млн рублей на строительство и ремонт гидротехнических сооружений
11:36 Андрей Пучков: Перед ОСК стоит задача увеличить металлообработку в 2 раза в течение 10 лет
11:22 «Дальтрансуголь» (Хабаровский край) планирует заказать строительство двух буксиров на китайской верфи
11:05 Грузооборот портов Астрахань и Оля за январь-август 2024 года вырос на 28% — до 3,5 млн тонн
10:49 «Сухой порт Находка» ввел в эксплуатацию новые перегружатели и вилочный погрузчик
10:28 Состоялись ходовые испытания второго обстановочного судна проекта 3050.1А «Кречет»
10:27 Предприятия рыбохозяйственного комплекса Черного и Азовского морей получат в 2024 году из бюджета РФ 234 млн рублей
10:14 В Минтрансе образован Экспертный совет по вопросам морского и речного флота
10:03 Пятый краболов проекта 03141 «Пума» передан заказчику