По оценке ведомства, отрасль полностью готова к строительству безэкипажных судов и береговой инфраструктуры
Министерство промышленности и торговли РФ планирует к 2030 году в рамках федерального проекта «Автономное судовождение» запустить безэкипажные суда и расширить за счет мер господдержки серийность таких судов, соответствующего оборудования и береговых систем. Об этом сказал заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Микаил Ибрагимов на II Всероссийском Морском конгрессе, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
По словам Микаила Ибрагимова, после запуска в 2021 году федпроекта «Автономное судовождение» в России подготовлены условия для перехода на новый этап развития а-Навигации, который включает проектирование и строительство третьей категории морских автономных надводных судов (МАНС) без экипажа, с возможностью дистанционного управления.
«Минпромторг планирует к реализации проект автономного безэкипажного электрического грузопассажирского парома. В настоящее время прорабатываются технические вопросы запуска данного судна и его планируемой эксплуатации с управлением из центра дистанционного управления. Планируемый срок завершения строительства данных паромов — 2027 год, с последующим запуском в промышленную эксплуатацию», — сказал он.
Представитель Минпромторга добавил, что в России разработаны все технологии, «позволяющие уже сейчас проектировать и строить суда МАНС с возможностью дистанционного управления, в том числе безэкипажные, и береговую инфраструктуру для их эксплуатации».
«Помимо запуска автономных паромов проекта CNF19M, по заказу Минпромторга завершено 11 опытно-конструкторских работ, по результатам которых разработаны и проходят внедрения для опытной эксплуатации различные системы и приборы навигации и связи на судах и береговых объектах Росморпорта», — сказал он, отметив, что основным разработчиком новой продукции выступает ЦНИИ «Электроприбор», а вся продукция (приборы и системы, определяющие местоположение судна, формирующие цифровую картину окружающей обстановки, аппаратно-программные средства навигации и маневрирования, система координированного управления, система управления техническими средствами судна и другие) имеет свидетельства Российского морского регистра судоходства (РС) и доступна как для судов МАНС, так и для обычных судов.
Говоря о коммерческой целесообразности данного направления, Микаил Ибрагимов предположил, что она придет после успешного опыта применения первых образцов и увеличения серийности. Минпромторг, по его словам, в рамках нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» готов поддерживать как разработчиков и производителей, так и заказчиков, включая субсидирование кредитов, процентной ставки, лизинга. В будущем планируется расширение мер поддержки этого направления.