При этом в первом полугодии Европа увеличила импорт российского СПГ на 11%
Терминалы Европейского союза (ЕС), предназначенные для импорта сжиженного природного газа (СПГ), остаются недозагруженными, так как спрос на этот вид топлива продолжает снижаться по всему континенту. При этом в первом полугодии 2024 года европейские страны увеличили импорт российского СПГ на 11% относительно аналогичного периода прошлого года. В частности, импорт российского СПГ во Францию вырос на 110%, поставки в Испанию остались на прежнем уровне, Бельгия сократила импорт на 16%. В целом в январе-июне 2024 года на эти три страны пришлось 87% всего импорта российского СПГ в Европу, утверждается в обзоре Института экономики энергетики и финансового анализа (IEEFA).
При этом эксперты предполагают, что потребление сжиженного газа в будущем сократится. В частности, после падения до 10-летнего минимума в 2023 году потребление газа снизилось в первом полугодии 2024 года еще на 5,4% в европейских странах и на 3% в странах Евросоюза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это означает снижение потребности в импорте СПГ: спрос за январь-июнь 2024 года упал на 20% в целом в европейских странах и на 11% в Евросоюзе. В IEEFA делают вывод, что «континент, вероятно, уже прошел пик потребления СПГ», и прогнозируют, что спрос на топливо в Европе упадет к 2030 году еще на 37%.
С начала 2022 года Европа увеличила свои мощности по импорту СПГ на 23%, или на 58 млрд куб. м. Больше всего эти мощности нарастили Германия (16 млрд куб. м), Нидерланды (13 млрд куб. м), Турция (7,7 млрд куб. м), Италия (7,5 млрд куб. м), Франция (6,5 млрд куб. м) и Финляндия (5 млрд куб. м). Однако тенденция на снижение спроса на топливо повлияла на использование терминалов для перевалки СПГ. Средний коэффициент загрузки терминалов по импорту СПГ в ЕС снизился с 62,8% в первой половине 2023 года до 47,2% в аналогичный период 2024 года.
«Из-за сокращения поставок российского трубопроводного газа европейские страны бросились строить новые терминалы импорта СПГ, но последние события свидетельствуют о том, что это строительство теряет импульс», — говорится в материале IEEFA. Эксперты указывают, что строительство СПГ-терминалов в Европе может остановиться, поскольку некоторые страны откладывают или отменяют создание инфраструктуры. Так, с начала 2023 года новые терминалы или проекты расширения были отложены в Албании, на Кипре, в Ирландии, Латвии, Литве и Польше, неясно, будут ли реализованы три запланированных терминала в Греции, добавила ведущий аналитик по энергетике Европы в IEEFA Ана Мария Яллер-Макаревич. При этом многие европейские страны все еще планируют инвестиции в новую инфраструктуру для импорта СПГ. По прогнозам IEEFA, к 2030 году это может привести к тому, что три четверти таких мощностей на континенте останутся недозагруженными.